Не пропусти

В каких случаях крепостным давали вольную грамоту

В каких случаях крепостным давали вольную грамоту

Крепостное право в России существовало 212 лет. За это время государство издало целый ряд нормативных документов, регулирующих отношения между крестьянином и помещиком. Вопреки мнению некоторых исследователей, феномен крепостного права значительно отличался от рабства, во многом благодаря системе правовых отношений и возможности выхода из крепостной зависимости.

Одним из первых государственных актов, регламентировавших возможность освобождения крепостного, был Указ о Вольных хлебопашцах. Подписанный в феврале 1803 года документ позволял помещикам отпускать своих крепостных с землей за выкуп или исполнение повинностей. Более того, ничто не мешало хозяину отпускать своих крепостных без выкупа – условия регламентировались в специальном соглашении.

Осторожный по своему характеру указ, как этого и следовало ожидать, имел ограниченное действие. За период царствования Александра I из крепостной неволи таким образом освободилось не более 300 тысяч человек (мужчин и женщин), то есть около 1% всех крепостных. При этом Указ имел важное значение: он продемонстрировал неготовность российских помещиков расставаться с бесплатной рабочей силой и, таким образом, отодвинул решение крестьянского вопроса.

Еще один шаг, предпринятый государством для регламентации выхода, был сделан в правление императора Николая I. В 1839 году был создан секретный комитет, который возглавил сторонник умеренных реформ Киселев. Николаю понравились предложения Киселева, так как они не вносили серьезных изменений в характер собственности, оставляя за помещиками и казной землю.

Согласно подписанному царем в 1842 году Закону об Обязанных крестьянах, крепостной по воле помещика мог получить личную свободу и земельный надел в пользование. За это он должен был выполнять те же самые повинности, что и в крепостной зависимости. Разница заключалась в том, что теперь помещик не мог увеличить объем этих повинностей (оброка, барщины) или отнять у крестьянина землю.

Стоит отметить, что подобные условия снова не полюбились помещикам: практически никто так и не воспользовался законом. По-прежнему, одним из наиболее применимых актов оставался Указ О вольных хлебопашцах, который также имел лишь ограниченное применение.

Документ об освобождении всегда являлся односторонним волеизъявлением помещика, желание крепостного в ней никаким образом не учитывалось. В документе, помимо условий выхода из зависимости, оговаривались вопросы исполнения крестьянином государственных повинностей и уплаты податей в казну.

Интересно, что кроме судьбы самого крестьянина вольная грамота также затрагивала будущее его семьи и даже не рожденных еще детей. Одним из наиболее ярких примеров таких вольных грамот был отпуск на волю ставших известными художников, поэтов и музыкантов. Российское дворянство, желая выступить в роли меценатов, посылало своих крепостных на обучение к различным мастерам и, нередко, в университеты и Академию художеств.

При этом, крепостной мог как освобождаться от крепостной зависимости, так и продолжать быть собственностью помещика. Интересен пример вольной грамоты, составленный тестем А.С.Грибоедова, князем Чавчавадзе крепостному художнику Георгию Майсурадзе. В этой грамоте оговаривалось, что крепостной получает вольную, однако дальнейшая его судьба напрямую зависела от его успехов в Академии художеств.

Так, отсутствие каких-либо поощрений в учении обязывало художника трудиться на бывшего хозяина еще 5 лет после окончания Академии, тогда как Первая золотая медаль освобождала Майсурадзе ото всяких обязанностей. Увы, такие примеры довольно гуманного обращения были редкостью.

Известный художник Тропинин, автор Кружевницы и прославленного портрета Пушкина, был крепостным семейства Морковых. Хозяева посылали масльчика учиться сначала на кондитера, а потом и в Академию художеств, однако не спешили расставаться со своей образованной собственностью. Художник трудился на Морковых в их имении на Украине, причем там он женился на девушке из вольных.

Согласно российскому законодательству, супруги должны были иметь равный статус, поэтому все ожидали, что Морковы отпустят ставшего уже довольно знаменитым художника. Вместо этого, они сделали супругу и все будущее потомство Тропинина вечными крепостными. Только в 1823 году 47-летний художник наконец получает вольную: граф Морков под влиянием новых веяний безвозмездно отпустил его.

Сложнее сложилась судьба российского и украинского поэта и художника Тараса Шевченко. По рождению он был крепостным помещика Энгельгардта, который рано приметив таланты мальчика, направил его учиться у богомазов, т.е. иконописцев. После этого хозяин направил Шевченко на обучение к преподавателю Виленского университета, а потом и в столицу, где он должен был постигнуть все тонкости работы живописца.

Именно в Санкт-Петербурге талантливый крепостной познакомился с видными деятелями российской культуры, в частности, с поэтом Жуковским и художником Брюлловым. Обратив внимание на таланты Шевченко, они стали добиваться освобождения у Энгельгардта, однако личные письма и воззвания к гуманизму успеха не возымели. Узнав о выдающихся способностях своей собственности, помещик боялся продешевить, уверенно набивая цену за освобождение. Он несколько раз отказывал известным художникам, причем даже тогда, когда за Шевченко приехал договариваться известный живописец и любимец императора Венецианов.

Только в 1838 году удалось собрать необходимую сумму. Памятником этому событию служит портрет Жуковского работы Брюллова, ныне выставленный в Третьяковской Галерее. Этот портрет был специально написан для благотворительной лотереи в Аничковом дворце, на которой и были наконец собраны деньги для выкупа Тараса Шевченко.

Самые читаемые:

В чём Россия всегда опережала другие страны
В то, что Росси...
Баба тоже человек
Не будем придав...
Живая традиция
В конце этой не...
Россия обречена и дальше продвигаться вперед
Во второй полов...
Царские болезни династии Романовых
Род Романовых ф...
7 ключей к пониманию романа - Мастер и Маргарита
Мастер и Маргар...
30 самых знаменитых икон России
Эти иконы защищ...
RUSSIAN THING: HEADSCARVES FROM THE GOAT NAMED ANFISA
RUSSIAN THING: ...
Александр Булатович: последний еретик Российской империи
Александр Булат...
В изоляции
Работа с личной...
В каких религиях женщинам запрещено ходить с непокрытой головой?
В каких религия...
В каких условиях мусульмане могут заключить временный брак
В каких условия...
В сети
Священнослужите...
Василий Шуйский: трагичная судьба последнего Рюриковича
Василий Шуйский...
Главные факты о Ерофее Хабарове
5 июня 1650 год...
Какого лекаря Ивана Грозного боялись больше самого царя
Какого лекаря И...
Какое мясо было под запретом на Руси
Многие из нас д...
Какой образ жизни вели кавказские старые девы
Несмотря на то,...
Какую рыбу было запрещено есть на Руси?
По старозаветны...
Кельты: охотники за головами
Кельты – древни...
Кириллица и глаголица: главные различия
Кириллица и гла...
Кто стоял за убийством эрцгерцога Франца Фердинанда
Кто стоял за уб...
Кто эмигрировал из России раньше XIX века
Русская история...
Ленин и Крупская: какой была их семейная жизнь?
Она была для Ле...
Мария Нагловская: русская, которая научила Запад черной мессе
Мария Нагловска...
Мудрое слово
Русский язык бо...
Неведомый русский дом Владимира Набокова
По мнению петер...
Никола вешний
Древний город в...

О admin

x

Check Also

О чем может рассказать Парижская Псалтырь

Одна из прекраснейших византийских рукописей настолько напоминает позднеантичное искусство, что долгое время ее относили к очень раннему времени. На самом деле знаменитую Парижскую Псалтырь создали в Средние века - в середине X века.

О чем Иван Грозный договорился с англичанами?

В 1553 году состоялось близкое знакомство Англии и России, которое открыло колоссальные перспективы взаимовыгодного сотрудничества. Тогда казалось, ничто не может помешать вечной дружбе и любви двух стран.

О чем договорились Павел I и Наполеон

Индостан наш! и русский солдат, моющий свои сапоги в Индийском океане - это могло стать реальностью в далёком 1801 году, когда Павел I совместно с Наполеоном предпринял попытку покорения Индии.

О чем говорят фамилии на – ский

В России встречается немало фамилий, которые заканчиваются на -ский или -цкий. Любопытно, а о чем они говорят? Оказывается, существует несколько версий происхождения подобных фамилий.

О чём говорили платки русских женщин

Платки не выходят из моды, просто иногда оказываются на ее пике. На Руси покрытая голова была очень важна для женщины, поэтому ношение платка связано с целой традицией.

О центре периферии

В свое время замечательный русский библеист Сергей Аверинцев сказал: Бог так устроил мир, что центр его везде, а периферия — нигде. Однако каждый раз, когда видишь новостройки, начинаешь сомневаться в истинности этого тезиса.

О труде

Как приятно и скоро проходят дни, когда знаешь, что время, данное тебе Богом, употребляется не на суетные и пустые занятия роскоши, но на труд полезный, предписываемый Богом и добродетелью! Как отрадно бывает тогда, когда видишь завершенным.

О толерантности, или безбожник у станка

Я не знаю, что такое толерантность. Точнее – плохо понимаю значение этого странного слова. Хотя фонетика подкупает. Напоминает процесс дегустации вина профессиональным сомелье.

О скрытом истинном царе

Имя социолога и историка Мануэля Саркисянца едва ли что-то скажет русскому читателю. В1955 году в самом начале холодной войны Саркисян написал удивительный труд Россия и мессианизм Востока.

О Светописанном образе Божией Матери

В Афонском Пантелеимоновом монастыре недавно была написана икона Светописанный образ, ей составлена служба и совершается всенощное бдение. За последнее время появились, особенно в интернете, публикации об этой иконе и о событии 1903 года, с которым связано ее написание.

О русском понимании моды

В конце XVI века итальянский дипломат Антонио Поссевино, знаток моды, сокрушался: Московиты очень бранят короткую итальянскую, французскую, испанскую и германскую одежду, потому что она оставляет открытыми те части тела, которые следует скрывать более всего.

О русском национальном стыде

Мы, русские, - уникальны. Сложно найти народ в цивилизованном (да и менее цивилизованном) мире, который бы стыдился своего национального происхождения. Отчего у нас все лгут, все до единого? Я убежден, что тотчас же остановят меня и закричат: Э, вздор, совсем не все! У вас темы нет, вот вы и выдумываете, чтоб начать по эффектнее.

О русском крестьянине

Писатель маркиз Астольф Де Кюстин – не самый любимый в России. В 1839 году, по приглашению Николая I, он посетил Российскую Империю, а затем издал свои дорожные записки во Франции, где нелицеприятно описал нравы русского общества.

О Пасхе и Великом Посте

Великий Пост и Пасха - таинство и главный христианский праздник. Конечно, мимо них не могли пройти русские писатели. Правда, вспомнить имена и произведения удается далеко не каждому.

О мытарях и фарисеях

На этой неделе мы вспоминаем притчу о мытаре и фарисее, обличающую гордыню и лицемерие и показывающую нам пример искренней покаянной молитвы, которая дарует милосердие Божие грешникам.

О ком Русь плакала?

На Руси их сравнивали с жемчугом, ацтеки находили, что они похожи на камешки бирюзы, а в старинных литовских песнях их называли янтарной россыпью, в толковых словарях их определяют как жидкость, вырабатываемая слёзной железой глазами млекопитающих.

О ком плакала Русь

На Руси их сравнивали с жемчугом, ацтеки находили, что они похожи на камешки бирюзы, а в старинных литовских песнях их называли янтарной россыпью, в толковых словарях их определяют как жидкость, вырабатываемая слёзной железой глазами млекопитающих.

О каких сделках Россия пожалела

Международные торговые соглашения не всегда бывают удачными на протяжении всей истории человечества. И России есть, о чем сожалеть. Еще в XVIII веке Аляска безраздельно принадлежала Российской империи.

О каких приметах русские забыли

Почти каждый русский может сходу выдать с десяток примет. А вот какие почти никто наверняка не назовет? Двое не должны смотреться в зеркало – иначе они влюбятся в одного и того же человека, и их сердца разобьются Если кто-то идет за человеком по его следам, вся энергия этого человека перейдет к преследователю Если вы любите тайно есть, ваш ребенок вырастет преступником Большинство примет основаны на различных запретах – причем если некоторым из них можно легко найти логическое обоснование, то причины возникновения других уже почти невозможно узнать.

О каких европейских грехах не знали на Руси

Европа и Русь пошли разными историческими путями, и традиции у них сложились разные. Вполне логично предположить, что некоторые негативные явления (попросту говоря, грехи), нашедшие распространение в европейских странах, не дошли до русских земель.

О каких ангелах мы не знаем

Слово ангел из библейского лексикона прочно вошло в нашу обыденную жизнь и далеко не всегда имеет сакральный смысл: часто мы так называем человека, обладающего какими-то прекрасными душевными качествами или просто – очень приятной внешностью.

О евангелисте Луке и его творчестве

Покровитель врачей и иконописцев, написавший евангелие с упором на просвещение язычников, он символизируется крылатым тельцом. В Библии ничего не сказано о происхождении Луки.

О духовидении

"Мы знаем, что ничего не знаем. Мы видим, что ничего не видим". Повторяйте эти слова, когда сталкиваетесь с "реальной" Россией - грязной, увеченной, бесконечно дискомфортной.

О духе разрушения

Сегодня многие проводят паралелли нышенних событий в России с февралем 1917 года. Но можно заглянуть еще раньше, на тройку лет, чтобы понять первопричины. Вот, как Алексей Толстой описывал атмосферу Петербурга 1914 года в романе "Хождение по мукам" То было время, когда любовь, чувства добрые и здоровые считались пошлостью и пережитком никто не любил, но все жаждали и, как отравленные, припадали ко всему острому, раздирающему внутренности.