Не пропусти

Шли однажды через мостик жирные китайцы

Шли однажды через мостик жирные китайцы

Если рядом с вами живет колосс, говорящий на непонятном языке, выглядящий не как вы, пусть не воинственный, но почему-то работающий от зари до зари и производящий в 10 раз больше вашего, неизбежно в душе поднимается определенная ксенофобия.

Носителями китаефобии русского человека всегда была интеллигенция, которая в силу своего бабьего склада характера хорошо умела придумывать эфемерные риски. У русской китаефобии есть еще одна особенность: она тем больше, чем дальше китаефоб живет от границ Китая. Простой русский человек живет в Сибири и Приморье не придуманной, а настоящей жизнью: договаривается с соседями, выстраивает краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные связи, видит своими глазами, что происходит вокруг, тогда как большинство интеллигентов заражаются друг от друга альтернативным мировосприятием. (Китаефобия, кроме прочего, была отличным обоснованием раздербанивания Китая тогдашними сильными мира сего).

Сергей Шмидт, преподаватель исторического факультета Иркутского Государственного Университета. Как иркутянин, я привык к недоумению приезжих: “Ой, а мы думали, что у вас каждый второй на улице – китаец! А почему так мало китайцев?” И это при том, что каждый второй приезжий принимает бурят за китайцев. Однако внутри каждого сибиряка сидит: “У нас, конечно, не так, как воображают в Москве, но Дальний Восток – точно весь китайский! В Хабаровске или Владивостоке точно каждый второй на улицах – китаец!” Вот сидит это и никуда не девается. Поэтому даже я, и знающий, и много раз слышавший, что это не так, все равно здесь, в Хабаровске, удивлен – насколько это не так!

Первая волна китаефобии пришлась у нас на конец XIX – начало XX века, когда на Востоке было неспокойно, и многие русские там успели побывать. Впрочем, наша китаефобия в этом смысле не сильно отличалась от европейской ни по смыслу, ни по эмоциям, и сложно сказать, кто тут кого заразил, ведь Россия с разной степенью успешности участвовала в китайских делах одновременно с японцами, англичанами, немцами.

Философ Владимир Соловьев в статье Китай и Европа в 1890 году вспоминает какое-то собрание в честь годовщины Генеральных Штатов и с нескрываемым ужасом рассказывает о выступлении там китайского посланника.

В его словах ненамеренно и, быть может, незаметно для него самого, высказывалось целое исповедание, общее ему с четырехсотмиллионною народною массой. “Мы готовы и способны взять от вас все, что нам нужно, всю технику вашей умственной и материальной культуры, но ни одного вашего верования, ни одной вашей идеи и даже ни одного вашего вкуса мы не усвоим. Мы любим только себя и уважаем только силу. В своей силе мы не сомневаемся: она прочнее вашей. Вы истощаетесь в непрерывных опытах, а мы воспользуемся плодами этих опытов для своего усиления. Мы радуемся вашему прогрессу, но принимать в нем активное участие у нас нет ни надобности, ни охоты: вы сами приготовляете средства, которые мы употребим для того, чтобы покорить вас.

А вот Антон Чехов, слова из шуточного стишка которого мы поставили в заголовок, пишет из своего знаменитого путешествия на Дальний Восток другу и издателю Суворину в 1892 году:

Китайцы начинают встречаться с Иркутска, а здесь ltв Благовещенске gt их больше, чем мух. Китайцы возьмут у нас Амур — это несомненно. Сами они не возьмут, но им отдадут его другие, например, англичане, которые в Китае губернаторствуют и крепости строят. По Амуру живет очень насмешливый народ все смеются, что Россия хлопочет о Болгарии, которая гроша медного не стоит, и совсем забыла об Амуре. Нерасчетливо и неумно.

Генерал Леонид Болховитинов, прослуживший на Дальнем Востоке 10 лет, в 1912 году написал статью Желтый вопрос на русском Дальнем Востоке.

Этот быстрый рост желтой миграции, которой не предвидится ни конца, ни краю, и есть мирное завоевание нас соседями. Можно спорить о серьезности замечаемого в настоящее время пробуждения Китая, но относительно стихийной мощи китайских масс, их жизнеспособности, промышленной и торговой конкуренции установилось вполне определенное мнение, что эти качества китайцев более грозны, чем их армия и флот.

Даже прозорливые православные старцы, отличавшиеся глубокой переработкой духа народных движений, говорили об опасности, исходящей из Китая. Так, преподобный Серафим Вырицкий говорил, что китайцев не просто много, но у них работают трезвые и трудолюбивые люди, а у нас такое пьянство.

“Восток будет креститься в России. Весь мир небесный молится о просвещении Востока. Наступит время, когда Россию станут раздирать на части. Сначала ее поделят, а потом начнут грабить богатства. Запад будет всячески способствовать разрушению России и отдаст до времени ее восточную часть Китаю. Дальний Восток будут прибирать к рукам японцы, а Сибирь – китайцы, которые будут переселяться в Россию, жениться на русских и в конце концов хитростью и коварством возьмут территорию Сибири до Урала “.

А вот предсказания архимандрита Серафима Тяпочкина, который сказал, что Сибирь будет захвачена Китаем не военным путем, а массовой миграцией. Все произойдет так, что в одно утро русские люди, живущие в Сибири, проснутся в Китайском государстве. Судьба тех, кто останется там, будет трагична, но не безнадежна. Китайцы жестоко расправятся со всякими попытками сопротивления.

Конфликт на Китайско-Восточной железной дороге, резня, чинимая китайскими наемниками большевиков, конфликт на Даманском полуострове, шанхайки в восточных городах России, конечно, в разные периоды прошедшего столетия не добавляли позитивного образа соседу. Но были и периоды теснейшей дружбы, и совсем недавнее урегулирование пограничных вопросов. (Не говоря уже о том, что территориальных проблем Китаю хватает вполне и своих, и зачастую они неразрешимы без российского участия).

Как бы то ни было, сегодня мы видим новую волну китаефобии, которая опять же гонится с Запада, а не поднимается в Сибири или Приморье. Если суммировать говоримое: определенная часть русских сейчас боится того, что Китай поступит так, как Россия в конце XVII века. Тогда русские колонисты забрали земли, которые империя Цин считала своими, но де факто не контролировала. Но что может быть проще, чем сделать из этого события очевидный вывод?

Самые читаемые:

Барклай-де-Толли: каким был основатель русской военной разведки
Барклай-де-Толл...
Хитроумные, способные, изобретательные
Московская неде...
7 главных спецназов в истории России
Подразделения с...
7 русских народных прототипов гаджетов
Смартфоны, план...
8 жестов, которые есть только у русских женщин
Жестикуляция сл...
The story of Russian crest
Nowadays we don...
Андрей Рябушкин
"После Сурикова...
Афанасий Ломонос
Такое диковинно...
В поисках утраченного света
У русского наро...
Выдающиеся иностранцы, ставшие русскими подданными
До XVII века ро...
Главные загадки Николаевской железной дороги
Первая железная...
Господин Великий Новгород
Древний Новгоро...
Дмитрий Шемяка против Василия Темного: битва за Московский престол
Дмитрий Шемяка ...
Другие названия России, которые способны шокировать
Другие названия...
Запорожские казаки: загадочные и свободные
Мы часто пытаем...
Изменился ли князь Владимир после крещения
Во времена прав...
Икона Богоматери - Утоли мои печали
Суд праведный с...
Какими были русские общие бани
Существует боль...
Каких роботов конструируют в России
Основатель Всем...
Какое мясо было под запретом на Руси
Многие из нас д...
Какое наказание было на Руси за измену мужу
Прелюбодеяние в...
Какое тайное письмо использовалось на Руси
Тайное не всегд...
Какой город, основанный Годуновым, бесследно исчез
Русские первопр...
Какой русский царь перехитрил иезуитов
Принято считать...
Клуб Геркулесов
Главный дефект ...
Кто из дворян остался в России после революции 1917 года
Кто из дворян о...
Кто на Руси занимался половым воспитанием
На Руси не было...
Кто носил сбитень на спине
Сбитень — горяч...

О admin

x

Check Also

Максим Горький: каким был главный пролетарский писатель

Максим Горький: каким был главный пролетарский писатель Его звали Алексей Пешков, но в историю он вошёл под именем Максима Горького. Пролетарский писатель полжизни пробыл за границей, жил в особняках и стоял у истоков социалистического реализма.

Магия смеха

Смеющийся, радостный, улыбающийся значит живой, полный энергии, способный передать живительные силы окружающему миру. Издревле смех сопутствовал рождению, ритуальным смехом воскрешали, оплодотворяли, удобряли, вспахивали почву.

Магия русской избы

Как говорят этнографы, пространство можно считать освоенным в том случае, когда оно ассимилировано с символическим устройством, а не просто защищает от ветра, дождя и зверя.

Люди каких профессий считались – неприкасаемыми – на Руси

Люди каких профессий считались "неприкасаемыми" на Руси На протяжении многовековой истории по всему миру существовало социальное деление людей на группы в пределах одной страны.

Люди

По популярной ныне версии дураки и дороги - это две напасти России. Общественный транспорт дал им возможность встретиться. Но, несмотря на все нарекания и дискомфорт возникающие в ходе традиционный путешествий "работа-дом", троллейбусы, трамваи и метро сильно изменили и облегчили жизнть многих.

Любимые русские бренды у китайцев

С помощью наших коллег с портала http://discoverrussia.cn/, которые продвигают российский туризм в Китае, мы подготовили топ-10 русских брендов среди потенциальных туристов оттуда.

Львы Валаама

В христианской символике лев - зверь "двуполярный". На южном полюсе зла он воплощает собой грех гордыни. На северном полюсе Блага - ревнителя и защитника Веры.

Лучший православный календарь года на Рождественской ярмарке

Лучший православный календарь года на Рождественской ярмарке Лучший православный календарь на 2012 год по версии "Кириллицы" можно приобрести всего по себестоимости с 22 декабря в 69 павильоне Всероссийского выставочного центра, где открылась 49–я Всероссийская православная выставка–ярмарка Рождественский дар.

Лучшие традиционные фестивали

Эта весна и лето обещают быть богатыми на фестивали. Российскими и международными, местного и государственного масштаба, но главное - затрагивающими все стороны русского традиционного искусства.

Лучшие материалы прошедшей недели

Читайте, что пропустили. Русское народное искусство переживает сейчас очевидный подъем. Как использовать его энергии для будущего созидания и не оставить в пыли музеев и мозгах внутренних дауншифтеров.

Лучшие богатыри Русской земли

Имена первой тройки самых знаменитых древних витязей до сих пор у всех на слуху – Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич. Мы вспомнили, чем именно они заслужили свой статус, и какие ещё были русские главные русские богатыри Впервые русские былины были записаны известными учёными XIX века П. Н. Рыбниковым (четырехтомник с 200 былинными текстами) и А. Ф. Гильфердингом (318 былин). А до этого сказания передавались устно - от дедов к внукам, и, в зависимости от деда - с самыми разными дополнениями и деталями.

Лучшее с Урала

В царское время продукция с Урала являлась визитной карточкой российской обрабатывающей промышленности. Особенно высоко ценились изделия местных камнерезов, ювелиров и оружейников.

Лукоморье

Недалеко от европейской столицы России, Санкт-Петербурга, можно окунуться в самую настоящую сказочную страну - Лукоморье. Сказочная страна невелика, но столь разнообразна, что жить здесь можно хоть всю жизнь, а чудес всех не увидеть.

Лук для храма

Иметь свой собственный стиль и самовыражаться в одежде - совсем не означает быть одетым вызывающе. Современная мода предлагает много вариантов для православных девушек, и наш автор Ольга Авдеева из Свято-Тихоновского университета рассказывает, где она и ее подруги одеваются к летнему паломническому сезону.

Личные ступени лествичника

В 4-е воскресенье Великого Поста чтят память преподобного Иоанна Лествичника. Свое прозвание он получил за создание легендарной Лествицы - духовного руководства по восхождению от земли на Небо, из глубин греха до вершин любви Божией и соединения с Ним.

Лицом – красивые, телом – крепкие

Этнографы утверждают, что донские казачки славились самостоятельностью, независимостью, рукоделием и чистотой. Могли и погулять, если вдовушками становились. Казаки же в них души не чаяли.

Литовские кланы, которые переехали в Россию

Из Литвы в Россию. Десятки крупных и мелких, княжеских и дворянских родов, оставляя земли, бросая имущество, расставаясь с положением в обществе, бежали из-под власти польского короля кто в Новгород, а кто сразу в Москву.

Липоване: жители Староверской Венеции

Город Вилково, Одесская обл, называют Староверской Венецией. В середине XVIII века его основали русские староверы-липоване, которые и сегодня составляют 70 процентов городка в устье Дуная.

Ликбез – Кириллицы

Ликбез "Кириллицы". Зачем России срочно нужен современный флот. Океаны занимают ¾ поверхности планеты, обладают огромнейшими и почти не реализованными ресурсами. А ресурсов у человечества уже почти не осталось, поэтому человечество будет их делить в океанах.

Лжедмитрии и Лжепетры: каких царей самозванцев мы уже забыли

Лжедмитрии и Лжепетры: каких царей самозванцев мы уже забыли Четыре десятка Петров III, семь царевичей Алексеев Петровичей, пять Лжедмитриев, четверо Лжеивашек.

Леший: кто правит русскими лесами?

Леший – это дух-хозяин лесов у восточных славян. Собиратели фольклора обратили на него внимание довольно поздно: впервые предания и бывальщины о лешем записаны в XVIIIвеке, большая же часть сведений о нем зафиксирована в XIX столетии.

Лёхи, Сереги, Володи

Меня зовут Алексей. И по паспорту, и по Крещению. Однако окружающим в общении со мной нечасто используют эти три слога… Алексею не повезло, как, скажем, Ивану. В имени Иван – всего два слога и 4 буквы.

Лёха, Серёга, Колька: загадки русских уменьшительных имен

Лёха, Серёга, Колька: загадки русских уменьшительных имен У греческих имен непростая судьба на Руси. Да и у латинских тоже. И у еврейских. Благородные имена святых подвижников – Сергий, Александр, Владимир, Николай – в народной ономастике неизбежно мутируют в Серегу, Сашку, Вовку и Колю.

Лёха, Серёга, Вовка: тайна русских уменьшительных имен

Лёха, Серёга, Вовка: тайна русских уменьшительных имен У греческих имен непростая судьба на Руси. Да и у латинских тоже. И у еврейских. Благородные имена святых подвижников – Сергий, Александр, Владимир, Николай – в народной ономастике неизбежно мутируют в Серегу, Сашку, Вовку и Колю.