Не пропусти

Кто воспитал русских монархов

Кто воспитал русских монархов

Как особая миссия воспитание будущих монархов было осмыслено в эпоху Екатерины II, которая в его недостатке видела причину всех пороков. Тогда и были заложены основные принципы образования наследников престола и великих князей.

Образовательная система в России появилась ко времени правления государя Алексея Михайловича. Первые образованные наследники – царевич Иван Алексеевич и царевна Софья Алексеевна, обучались по программе Славяно-греко-латинской академии, открытой в Москве в 1687 году. Царица Софья считалась одной из самых образованных женщин в России и продемонстрировала способность к успешному управлению государством. Тем ни менее, ее образованность не помогла переиграть в политической борьбе, получившего сравнительно бессистемное обучение Петра Алексеевича.

Важную роль в системе придворной педагогики играло пробуждение интереса к чтению и изучению древних и новых языков. Воспитатель царевича Павла Ф. Д. Бехтеев придумал для своего маленького воспитанника особый алфавит, буквы которого были отлиты из свинца в виде солдатиков. Другим способом увлечь маленького князя чтением стало издание небольшой газеты, в которой Бехтеев помещал заметки обо всех, даже самых незначительных поступках самого Павла.

Изучение иностранных языков основывалось на прямом общением с носителями языка, которых как можно раньше зачисляли в штат царственных младенцев. Результаты не заставляли себя ждать. О своем четырехлетнем внуке Александре Екатерина писала, что он очень хорошо понимает по-немецки и еще более по-французски и по-английски.

Для лучшего закрепления и систематизации языковой подготовки к Александру был приглашен швейцарец Фредерик Сезар де Лагарп, подготовивший для наследника колоссальный список рекомендованного чтения. Основу списка составили книги по античной истории и философии с указанием, какие части латинских текстов надо прочесть в оригинале.

Великой князь Александр Павлович читает с исправностию и когда содержание ему нравится или возбуждает любопытство, он заставляет слушать себя с удовольствием – так характеризовал Лагарп языковые успехи воспитанника.

Физическое развитие и телесные ограничения были неотъемлемой частью воспитания великих князей с самого раннего возраста. Екатерина не скрывала своей боли, вспоминая о том, что не имела возможности препятствовать чрезмерной и отчасти бестолковой опеке нянек и мамушек по отношению к маленькому Павлу, которого заботами буквально душили.

Внуков – Александра и Константина – напротив, закаливали, с детства приучая к холоду. Великих князей запрещалось перекармливать – их кормили в строго отведенное время. Спали они на твердых волосяных матрасах, в комнате, где всегда было много света и воздуха. Под окнами детской стреляли из пушки, чтобы мальчики привыкали к резким звукам.

Образование наследника включало обучение танцам, верховой езде, фехтованию, а также гимнастические упражнения, дающие, по выражению известного педагога XIX века Грота, возможность молодому человеку располагать своими физическими силами.

Традиции трудового воспитания наследников престола также были заложены в XVIII веке. Будущий император Павел I, по примеру прадеда, любил работать на станке, обтачивая детали. Его сын Александр уже ребенком рубил дрова, пахал, косил, вскапывал грядки, исполнял обязанности кучера, столяра, маляра. Физический труд неизменно входил в распорядок дня царских детей вплоть до 1918 года: в дневнике императора Николая II, уже лишенного власти, ежедневно упоминается работа, которую царская семья выполняет не по чьему-то принуждению, но по собственной воле.

Будьте мягки, человеколюбивы, доступны, сострадательны и либеральны – так суммировала Екатерина свое представление о личности будущего государя на экземпляре Телемака, адресованном внуку. Одной из достойных наследника престола форм поощрения, которую применял по отношению к великому князю Александру Николаевичу (будущему Александру II) его учитель К.К. Мердер, было право финансовой помощи нуждающимся семьям. Право это надо было заслужить отличной успеваемостью в течение полугода.

В записке, поданной Екатерине, учитель ее внука Александра – швейцарец Фредерик Сезар де Лагарп излагал свои убеждения относительно гражданских добродетелей монарха: первой среди них было осознание ответственности за судьбу своих подданных. Поэтому при обучении его всевозможным наукам (а великие князья проходили, помимо гуманитарных дисциплин также экспериментальную физику, химию, математику, географию, астрономию и т.п.) нельзя упускать из виду, что правитель должен быть не физиком, натуралистом или юристом, а в первую очередь – честным человеком и просвещенным гражданином.

Поскольку все великие князья получали домашнее воспитание, личности воспитателей играли важнейшую роль в формировании мировоззрения будущего государя, становясь им близкими, почти родными людьми. Отбор наставников для великих князей был делом серьезнейшим: допускались исключительно особы добронравные, поведения, основанного на здравом рассудке и честности, и которые с детьми умели бы обходиться приятно и ласково.

Воспитатели осознавали как величайшую честь, им оказанную так и величайшую ответственность, на них возложенную. Государь дал мне то, что для меня и целой России есть драгоценнейшего – сына, наследника престола. Да поможет мне Бог исполнить мое великое дело – писал родным Карл Карлович Мердер.

В свою очередь, и монаршие воспитанники платили наставникам искренней привязанностью. Дневниковые записи Мердера свидетельствуют о том, что во время его болезни Александр Николаевич не скрывал искреннего сочувствия учителю: Видя меня слабым и страдающим, он заливался слезами, и только силой могли отвести его от моей постели.

В составленном Гротом в 1858 году Проекте особого учебного решения для великих князей отдельно обсуждался вопрос о возможности обучения царских детей в кругу сверстников. Пять-шесть юношей, выбранных по жребию из числа питомцев лучших учебных заведений Петербурга и Москвы, получали право заниматься в том же учебном классе, что и будущий монарх.

Во время летних каникул одноклассники наследника допускались к нему для совместных ботанических и мореходных прогулок и занятий гимнастикой. Помимо возможности дружеского общения со сверстниками, важным преимуществом совместного обучения была атмосфера соревнования в учебной аудитории. Следствием ее должны были стать как учебные успехи, так и привычка к умственному труду, формирование воли и характера великих князей.

Самые читаемые:

Такой смерти не было никогда
Такой смерти не...
7 воззрений философа Ивана Ильина
Идеи философа И...
7 главных правил казачьей семьи
Невозможно поня...
7 первых русских самолетов
К Первой мирово...
7 самых опасных растений в средней полосе России
Считается, что ...
16 главных реликвий в истории России
Реликвия - особ...
Александр I: самый загадочный царь в русской истории
Александр I: са...
Александр Булатович: последний еретик Российской империи
Александр Булат...
Бирон: каким был самый ужасный серый кардинал в истории России
Бирон: каким бы...
Был ли святым Иван Грозный
Царь Иоанн IV В...
В кого был влюблён Кощей Бессмертный
Кощей – главный...
Вакцины от каких болезней есть только у России
Своевременная в...
Великое княжество Тверское: какой была альтернатива Москве
Великое княжест...
Вербное
За шесть дней д...
Владивосток - окно, куда надо
Иногда Владивос...
Главные викинги в истории России
Мы знаем "путь ...
Главные тайны немецких ворот в Великом Новгороде
Как только не н...
Главные тайны русского языка
К концу Первой ...
Дети великих строек
Центр социологи...
Если бы в конце XV века Новгород одержал победу над Москвой
Если бы в конце...
Загадки Великого княжества Литовского
Литовским князь...
Иван-дурак
Бог неспроста д...
Каких животных русские держали для привлечения денег
Каких животных ...
Каких казаков больше всего боялись турки
Их боялись черк...
Какое молоко пили на Руси
История нашей ц...
Кем на Руси были скоморохи
Гадатели по сна...
Клятвенное обещание
Когда человек и...
Кто такие байстрюки
К проблеме внеб...

О admin

x

Check Also

Куда сослали жителей Новгорода после падения города

Куда сослали жителей Новгорода после падения города 70-ые годы XV века , после того, как Иван III подчинил Московии Великий Новгород, более трети новгородцев отправились в добровольное изгнание.

Куда пропали жители подчиненного Великого Новгорода

Куда пропали жители подчиненного Великого Новгорода В 70-ые годы XV века , после того, как Иван III подчинил Московии Великий Новгород, более трети новгородцев отправились в добровольное изгнание.

Куда пропала Восточная Пруссия

Судьба Восточной Пруссии незавидна и поучительна. Отделенная в XVII веке от остальных прусских земель, спустя столетия она уменьшилась до размеров анклава России - Калининградской области.

Куда пойти учиться

Москва является неутолимым пожирателем студентов со своими тысячами ВУЗов, откуда выходят сотни тысяч мало перспективных специалистов, тысячи из которых потом работают в тех же тысячах ВУЗов, а другие тысячи обслуживают разные примитивные интересы сотен тысяч никому не нужных специалистов.

Куда пойти на майские праздники

Для тех, кто остается на майские праздники в городе, "Кириллица" составила гид самых интересных событий. I) Художественная выставка Леонида Федорова Истоки Руси-России Выставка проходит в рамках года Культуры России.

Куда поехать на посевные

Одни любят культурный туризм, другие - экстремальный. Ну, а третьих тянет "к истокам". Причем, последних становится все больше. Так, любование родной природой и забытым деревенским бытом выросло в понятие "агротуризм". Что оно значит и где научиться не только любить Родину, но и заботиться о ней.

Куда Пётр I запрятал свою сестру

Софья, cтаршая сестра одного из самых знаменитых русских монархов Петра I, осуществив коварную затею, фактически заполучила царский трон. Но как только братец повзрослел, он ей это припомнил и уважать себя заставил.

Куда Наполеон спрятал сокровища, вывезенные из Москвы

Куда Наполеон спрятал сокровища, вывезенные из Москвы Почти два столетия неприметное озеро в Вяземском районе Смоленской области приковывает внимание историков, учёных и. кладоискателей.

Куда на самом деле исчезли татаро-монголы

Татаро-монголы создали самую большую в истории империю. Их государство простиралось от Тихого Океана до Чёрного моря. Куда же исчез народ, контролировавший четверть земной суши? Монголо-татары или татаро-монголы? Никто из историков или лингвистов не ответит на этот вопрос с точностью.

Куда исчезли хазары

О хазарах много писали соседние народы, но сами они практически не оставили о себе сведений. Насколько неожиданно хазары появились на исторической сцене, настолько же внезапно они с нее сошли.

Куда исчезли скифы?

Скифы господствовали почти тысячелетие на нынешней территории России. Их не могли сломить ни империя персов, ни Александр Македонский. Но вдруг в одночасье этот народ таинственно растворился в истории, оставив после себя лишь величественные курганы.

Куда исчезли пруссы?

Все мы знаем слово пруссы, но стоит спросить, кто это, как вопрос поставит собеседника в тупик. Слова Пруссия, пруссаки, прусский на слуху у любителей истории. Сразу вспоминаются и король-солдат Фридрих Великий, и вымуштрованная армия, по мнению Суворова больше годная для парада, чем для сражения, и железный канцлер Бисмарк, и Восточно-прусская операция, со взятием Кёнигсберга в конце войны… В тени этих исторических лиц и событий остаются незаметными сами пруссы – средневековый союз балтских племен, завоеванный тевтонскими рыцарями и истребленный в ходе иноземной колонизации.

Куда исчезли казаки, которые жили в Китае

Если говорить о российской истории, то при упоминании казаков, сразу же вспоминаются казаки донские, запорожские и терские. Однако, были в свое время казаки иранские, и, хоть и недолго, африканские, а вот потомки китайских казаков живут в Пекине немногочисленной диаспорой и сегодня.

Куда исчезли Золотые ворота Владимира

Выдающийся памятник древнерусской архитектуры был построен при князе Андрее Боголюбском в 1164 году. По красоте, величию и архитектурной мощи он превосходил золотые ворота Киевские, Иерусалимские и Константинопольские.

Куда исчезли жители разгромленного Великого Новгорода: неразгаданная тайна русской истории

Куда исчезли жители разгромленного Великого Новгорода: неразгаданная тайна русской истории В 70-ые годы XV века , после того, как Иван III подчинил Московии Великий Новгород, более трети новгородцев отправились в добровольное изгнание.

Куда исчезли жители разгромленного Великого Новгорода

Куда исчезли жители разгромленного Великого Новгорода 70-ые годы XV века , после того, как Иван III подчинил Московии Великий Новгород, более трети новгородцев отправились в добровольное изгнание.

Куда исчезли жители побежденного Новгорода

В 70-ые годы XV века , после того, как Иван III подчинил Московии Великий Новгород, более трети новгородцев отправились в добровольное изгнание. Кто-то двинул на север, в Поморские земли, к чуди, кто-то отправился к литвинам, но большинство мигрантов бесследно растворилось в неизвестности, повторив историю еврейских потерянных колен.

Куда исчезла Шведская империя

Швеция - одна из самых благополучных стран в мире, придерживающаяся нейтралитета во всех международных конфликтах. Сложно представить, но несколько веков назад это была империя – агрессор, наводившая страх на всю Европу.

Куда исчезла кавказская Албания

Это государство возникло на территориях Азербайджана, Южного Дагестана и Грузии в конце II века до н.э. Границы точно не известны, самым спорным остается вопрос о границе между Кавказской Албанией и Арменией, а главное - о землях Нагорного Карабаха.

Куда исчезла икона Казанской Божией Матери

Мы говорим День народного единства, а подразумеваем праздник иконы Казанской Божией Матери. С 1649 года по 1917 год наши предки праздновали этот день также, как мы сегодня отмечаем 9 мая.

Куда исчезла Волжская Булгария?

Болгария на слуху у каждого. Но мало кому известно, что когда-то существовала и другая Болгария, где вместо православных храмов возвышались минареты, и которая могла стать важнейшим центром Европы.

Куда исчезла азиатская страна садов

В священной книге зороастрийцев Авеста об этой чудесной стране говорится так: Я, Ахура Мазда, создал несравненную Согдиану, богатую садами, где высокие горы изобилуют пастбищами и водой, дающими скоту обильный корм, где глубокие озера с обширной водной гладью и судоходные реки с широкими руслами.

Куда исчез центральный город Руси

В мировой истории есть много примеров городов, которые с течением времени пришли в упадок, пережили какие-то стихийные бедствия и были брошены их жителями.

Куда исчез золотой запас Российской империи?

К началу XX века золотой запас России был одним из самых крупных в мире.В 1918 году верховный правитель России, Александр Колчак, стал хранителем 490 тонн золотых слитков. В XVIII веке в России золото добывали преимущественно традиционным путем – в специализированных шахтах.