Не пропусти

Казаки: были ли они отдельным народом?

Казаки: были ли они отдельным народом?

Последнее время часто можно услышать мнение, что казаки – это самостоятельный этнос. Некоторые и вовсе считают казаков неславянским народом. Другие говорят, что это – выдумки, называя казаков не более чем русскими переселенцами.

Существует множество версий происхождения казаков: часть исследователей их корни возводит к восточным славянам, другая – к скифам, третья – к хазарам. Главный посыл этих гипотез таков: казаки – отдельный, уникальный этнос.

В националистических кругах казачества очень часто можно услышать противопоставление казаков русским. Атаман Войска Донского Петр Краснов в период Великой Отечественной войны заявлял: Казаки! Помните, вы не русские, вы – казаки, самостоятельный народ. Одной из отличительных черт казаков от русских назывался рабский характер последних.

Идеи казачьего сепаратизма набрали популярность после падения в России монархии, в определенных кругах они остаются востребованными и сегодня. Намерение создать независимую от Москвы жизнь объясняется враждебностью русских к казакам и желанием эксплуатировать этот вольный народ.

Казачество стало пребывать в атмосфере рабства, деспотии казачье сознание начало ослабевать, сила его сопротивляемости стала уменьшаться, а под влиянием искусственной русской истории некогда прекрасный образ свободолюбивого и вольного казака стал тускнеть, – писалось в 1931 году в издаваемом в Праге журнале Вольное казачество.

Отвергнув русскую историю казаки начали создавать свою. Основываясь на документах, они стали доказывать, что казаки – особое славянское племя, отдельный народный организм, имеющий такое же право считать себя особым славянским народом, как русские и украинцы.

1 ноября 2012 года в станице Старочеркасская Ростовской области появилась казачья инициатива, в которой излагалось требование вернуть в перечень народов, национальностей и этнических наименований РФ национальность казак, удаленную в XIX веке при переводе государственным решением казаков из народов в сословие. Попробуем разобраться, насколько это возможно.

Сам термин казак в источниках фиксируется давно. Впервые наименование казак (в значении стража) встречается в словаре половецкого языка Codex Cumanicus (начало XIV века). В русских летописях можно встретить прозвище от основы козак, к примеру, в одной из Псковских летописей под 1406 годом упоминается посадник Юрий Козачкович.

Есть термин казак и в польских источниках. Так, в хронике 1493 года говориться, что черкасский воевода Богдан Федорович Глинский по прозвищу Мамай, сформировав в Черкассах пограничные казачьи отряды, захватил турецкую крепость Очаков.

Согласно большинству версий казак – это вольный, независимый человек, искатель приключений, бродяга. К примеру, в Толковом словаре Даля под казаком понимается войсковой обыватель, поселённый воин.

Сегодня популярность получила гипотеза, согласно которой слово казак имеет тюркское происхождение. По мнению лингвиста-тюрколога Рифката Ахметьянова, термин казак происходит от формы казгак – в первоначальном значении лошадь, отбивающаяся от табуна во время тебенёвки.

Немецкий историк Гюнтер Штекль указывал на то, что первые русские казаки были крестившиеся и обрусевшие татарские казаки, поскольку до конца XV века все казаки, которые обитали как в степях, так и в славянских землях, могли быть только татары.

Выдающийся российский историк Сергей Соловьев смотрел на этот вопрос шире, отмечая, что казаками на Руси независимо от их языка, веры и происхождения называли людей вольных, не связанных никакими обязательствами, готовых к работам по найму и свободно перемещавшихся с места на место.

В 2009 году историками Верой Кашибадзе и Ольгой Насоновой на Дону были проведены антропологические исследования, которые должны были пролить свет на дискуссионный вопрос о происхождении казаков. Ученые пришли к выводу, что антропологическая история донских казаков подразумевает процессы миграции из юго-восточных зон Центральной России и незначительное включение южных и восточных элементов в возрастающей к югу пропорции.

Данные исследования в целом совпадают со взглядами известного советского антрополога Виктора Бунака, который считал, что казачество является населением колонизационного типа, сложившимся сравнительно недавно и до известной степени искусственно образовавшимся, претерпевшим очевидные процессы смешения между русскими – выходцами из разных областей и районов России.

Свою лепту в исследования казачества внесли и генетики Федерального государственного бюджетного научного учреждения Медико-генетический научный центр. Ученые воспользовались методом определения отцовства и сравнили ДНК донских казаков с ДНК народностей, которые по историческим данным имели или могли иметь отношение к их происхождению.

Сбор материала проходил в исконно казачьих станицах и хуторах. Был изучен 131 мужчина, причем, пробы ДНК забирались у людей, не имеющих близкого родства, предки которых до третьего поколения происходили из обследуемого региона и принадлежали к донскому казачеству.

Анализ показал высокий уровень генетического сходства донских казаков и населения южных областей России. Несколько меньше общих черт у казаков с жителями Центральной России. В то же время генофонд казаков имеет отдаленное сходство с генофондом степных тюркоязычных популяций. А вот связей с исконными жителями Кавказа обнаружено не было.

Суть изложенных выше исследований можно свести к следующему: казаки плотью и кровью являются частью русского народа, и, несмотря на ряд морфологических особенностей, за период своего обособленного существования они не сумели превратиться в отдельный от русских этнос.

В 2010 году в Волгограде произошло любопытное событие. Министерство юстиции Волгоградской области подало заявление в областной суд о ликвидации региональной национально-культурной автономии казаков Волгоградской области. Мотивация министерства была такая: казаки – это не этнос, а потомки беглых холопов и крестьян. Областной суд постановил: в удовлетворении требования управления Министерства юстиции отказать.

Однако от дальнейших судебных передряг волгоградских казаков это не избавило. В конце концов была назначена этнологическая экспертиза, которую проводил этнолог Валерий Степанов. Перед экспертом был поставлен ряд вопросов, в том числе относятся ли казаки к этнической общности, допустимо ли употребление в отношении казаков термина национальное меньшинство. На все вопросы эксперт ответил утвердительно.

Нужно отметить, что все вопросы были поставлены осторожно и даже утвердительный ответ на них сложно трактовать, как признание казаков отдельным народом. А что касается решения суда, то оно, в сущности, было продиктовано тем, чтобы не допустить дискриминации – ограничения или в данном случае лишения прав определенных категорий граждан на самоопределение.

Этот прецедент показывает, что если признание казаков отдельным этносом нельзя обосновать научным путем, то эту проблему можно попытаться решить законодательно. Однако здесь не все так просто.

Согласно статье 2 Закона РСФСР от 26 апреля 1991 года О реабилитации репрессированных народов казачество отнесено к иным исторически сложившимся культурно-этническим общностям людей. Здесь казаки названы не этносом, а именно общностью.

А вот выдержка из Указа президента Российской Федерации от 1992 года, комментирующего упомянутую статью: Установить, что граждане, относящие себя к прямым потомкам казаков и выразившие желание совместно восстанавливать и развивать формы хозяйствования, культуры, быта и участвовать в несении государственной службы, а также граждане, в установленном порядке добровольно вступившие в казаки, могут объединяться в казачьи общества и создавать их.

Получается, чтобы считаться казаком и входить в казачьи сообщества, достаточно в добровольном порядке вступить в казачество. В таком случае слово казак теряет всякий этнологический смысл.

Директор Департамента государственной политики в сфере межнациональных отношений Министерства регионального развития РФ Александр Журавский отмечает, что не только действующее законодательство на федеральном уровне, но и международное законодательство не имеет четких определений, что собой представляют и чем между собой отличаются понятия: народ, нация, национальное меньшинство, этническая группа, этническая общность.

Учитывая, какое количество спекулятивных теорий сложилось вокруг казачества, законодательно вопрос об этнической принадлежности казаков оформить не представляется возможным.

Многочисленные опросы представителей казачества, в том числе донского, кубанского, уральского, показали, что большинство из них считают себя русскими. Это дополнительный аргумент в пользу результатов антропологических и генетических исследований. Сегодня многие ученые придерживаются такого мнения, что если и можно говорить о казаках в терминах этнологии, то лишь как об субэтносе русского народа.

Самые читаемые:

Аптека духовная
Старец некий пр...
Благодатный огонь: свет, огонь и благодать
То, что Благода...
Власть достойных
Главный принцип...
5 африканцев, которые стали русскими
Мы всегда могли...
7 загадок Большого театра
28 марта 1776 г...
7 известных незаконнорожденных детей российских монархов
7 известных нез...
12 атаманов, которых объявили вне закона
Казачьи атаманы...
Балтийские немцы: закваска русской царской армии
В XII веке всле...
Была ли отмена крепостного права хорошей идеей
3 марта 1861 го...
В каких банях лечили зубы
Какой русский н...
Василий Шуйский: трагичная судьба последнего царя из рода Рюриковичей
Василий Шуйский...
Главные тайны немецких ворот в Великом Новгороде
Как только не н...
День рождения Церкви
Полы храмов уст...
Для чего на Руси использовали мат
Проклятье – сло...
Допетровская Русь в штате Орегон
Считается, что ...
Знамя освобождения
Под этим знамен...
Из-за чего русские иногда скрывают свою национальность
Из-за чего русс...
Иконам быть!
Первое великопо...
Казаки
Лев Толстой ска...
Какая группа крови чаще всего встречается в России
Какая группа кр...
Какими были гусары на самом деле
Гусары как воин...
Каких женщин на Руси считали бесстыдными?
Принципы нравст...
Кем на самом деле был Лжедмитрий II
Лжедмитрий II б...
Кого на Руси называли старыми девами
Женщину, не выш...
Кому Николай Угодник помогал при жизни
Святой для всех...
Копыто - или - Корона?
Каждый русский ...
Куда исчезли жители побежденного Новгорода
В 70-ые годы XV...
Лев Толстой - главный атлет русской классики
Лев Толстой был...

О admin

x

Check Also

Ликбез – Кириллицы

Ликбез "Кириллицы". Зачем России срочно нужен современный флот. Океаны занимают ¾ поверхности планеты, обладают огромнейшими и почти не реализованными ресурсами. А ресурсов у человечества уже почти не осталось, поэтому человечество будет их делить в океанах.

Лжедмитрии и Лжепетры: каких царей самозванцев мы уже забыли

Лжедмитрии и Лжепетры: каких царей самозванцев мы уже забыли Четыре десятка Петров III, семь царевичей Алексеев Петровичей, пять Лжедмитриев, четверо Лжеивашек.

Леший: кто правит русскими лесами?

Леший – это дух-хозяин лесов у восточных славян. Собиратели фольклора обратили на него внимание довольно поздно: впервые предания и бывальщины о лешем записаны в XVIIIвеке, большая же часть сведений о нем зафиксирована в XIX столетии.

Лёхи, Сереги, Володи

Меня зовут Алексей. И по паспорту, и по Крещению. Однако окружающим в общении со мной нечасто используют эти три слога… Алексею не повезло, как, скажем, Ивану. В имени Иван – всего два слога и 4 буквы.

Лёха, Серёга, Колька: загадки русских уменьшительных имен

Лёха, Серёга, Колька: загадки русских уменьшительных имен У греческих имен непростая судьба на Руси. Да и у латинских тоже. И у еврейских. Благородные имена святых подвижников – Сергий, Александр, Владимир, Николай – в народной ономастике неизбежно мутируют в Серегу, Сашку, Вовку и Колю.

Лёха, Серёга, Вовка: тайна русских уменьшительных имен

Лёха, Серёга, Вовка: тайна русских уменьшительных имен У греческих имен непростая судьба на Руси. Да и у латинских тоже. И у еврейских. Благородные имена святых подвижников – Сергий, Александр, Владимир, Николай – в народной ономастике неизбежно мутируют в Серегу, Сашку, Вовку и Колю.

Летопись: Моление Даниила Заточника

Слово Даниила Заточника, написанное им своему князю Ярославу Владимировичу. Вострубим, как в златокованные трубы, во все силы ума своего, и заиграем в серебряные органы гордости своею мудростью.

Летопись: Киево-Печерский патерик

"Жития и подвиги святых Киево-Печерской Лавры" О приходе мастеров церковных из Царьграда к Антонию и Феодосию. Слово 2 Греки же со страхом поклонились святым и сказали: Где то место? Покажите.

Летопись русского орнамента

Русский орнамент, подобно летописи, пронес дух времени сквозь века. Читая узоры XV века, мы открываем для себя мир определенного поколения, его переживания и воззрения.

Лентулов, Малевич, Верещагин, Коровин, Айвазовский

Особенно массовые торги ожидаются у Christies– там 387 лотов, включая столовое серебро, Фаберже, фарфоровые скульптуры и прочие дорогостоящие безделицы, зато на Sothebiersquos лоты, как всегда, отменно отобраны.

Ленин и Крупская: какой была их семейная жизнь?

Она была для Ленина больше, чем просто женой. Все последующие 15 лет, которые Надежда Константиновна прожила без мужа, она продолжала дело, которое объединило их в 1894 году.

Лед и сталь

В 1237 г. на Русь хлынули полчища Батыя. Горели Рязань, Москва, Владимир. И в это же время римский папа Григорий IX объявил крестовый поход против язычников и русских.

Легендарные колокола России

Благовест, трезвон, перезвон, перебор… Судьба России озвучена колокольным звоном. Эти колокола - полноправные субъекты нашей истории - как цари, полководцы, политики…. О судьбе вечевого колокола сложено много легенд.

Легенда Семлёвского озера

Почти два столетия неприметное озеро в Вяземском районе Смоленской области приковывает внимание историков, учёных и. кладоискателей. Здесь покоятся несметные сокровища, вывезенные Наполеоном из Москвы.

Легенда о Покровском соборе

Наши познания в истории, как правило, формируется профессиональными историками. К ним у нас максимум доверия, ведь они ученые люди, которые строго опираются на факты.

Левашник – наливашник

Слова левашники, леваши, хотя и мало знакомы современному человеку, все-таки имеют очень давнюю историю в русской кулинарии. И поразительным образом свидетельствуют о кулинарной общности древнего - мира.

Лев Толстой – главный атлет русской классики

Лев Толстой был преданным подвижником атлетизма. уделял большое значение силовым упражнениям. В его доме были кольца и трапеция, во дворе стоял турник. Писатель занимался с гирями до самой старости.

Лебединая песня Российской империи

Об уровне государственной культуры можно судить по тому, как отдыхает народ и власть имущие. Одно дело - устраивать вечеринки на заграничных курортах, совсем другое - не теряя тонкой связи с традицией, проводить исторические костюмированные балы.

Ладан: от чего он спасает?

Ладан – это ароматическая смола с ладанного дерева, которое растет на Ближнем Востоке – оно встречается на Аравийском полуострове, на Кипре, в Сирии, Палестине, в Восточной Африке.

Лавры, монастыри и храмы на Святой Руси

Любовь к русской старине – истории, фольклору, декоративно-прикладному искусству, иконописи и деревянному зодчеству, древней каллиграфии, орнаментике и книжной миниатюре – стала тем стержнем, на котором в дальнейшем строилась творческая судьба художника.

Кчон не мастырит, тот не бряет: самый тайный русский язык

Кчон не мастырит, тот не бряет: самый тайный русский язык Не было в русской истории более закрытого и более таинственного сообщества, чем офени. Даже о масонах, которые во все века окутывали себя ореолом тайны, известно гораздо больше.

Кухня какого народа России самая острая

Русская кухня исторически отличалась большим разнообразием, объединяя традиции разных народов. Практиковалось сочетание тяжёлых, сытных блюд со всевозможными фруктами, овощами и травами.

Кутузов: лучшие сражения

Будучи сыном генерал-поручика, Кутузов с ранних лет начал обучаться военному ремеслу. Однако настоящим боевым крещением для Михаила Илларионовича стали Русско-турецкие войны.

Культурная Олимпиада в Сочи

7 февраля стартуют зимние Олимпийские игры в Сочи. "Культурная Олимпиада" начинается уже сегодня. Кириллица решила выяснить, как же будет представлено в Сочи русское традиционное искусство? Основные мероприятия в городе-курорте будут проходить с 5 по 22 февраля.