Не пропусти

Какой митрополит совершил чудо в Орде

Какой митрополит совершил чудо в Орде

Митрополит Алексий (Бяконт), помимо того, что был канонизирован и впоследствии стал считаться святым покровителем московских патриархов, был во многом, фигурой уникальной и для истории России, и для истории Русской Церкви. Он стал первым русским главой русской митрополии, до него этот титул получали только греки, ставленники патриарха Константинопольского.

Сам святитель был выходцем из богатой боярской семьи и до пострига носил имя Елеферия Фёдоровича.

Предшественником Алексия на кафедре, которая называлась Киевской и Владимирской, но располагалась в Москве, был как раз грек, митрополит Феогност. И именно он выбрал Алексия, как человека выдающейся образованности и личных качеств на роль своего преемника. Дело это, поставление русского митрополита, было настолько необычным, что в Константинополь пришлось направлять два посольства.

Первое – от Феогноста с прошением о рукоположении Алексия, во второй делегации был сам Алексий. Стоит отметить, что даже через год проверки Алексия и его назначения на митрополичью кафедру, патриарх Филофей выдал следующую резолюцию: Хотя подобное дело совершенно необычно и небезопасно для церкви, однако ради достоверных и похвальных свидетельств о нем (Алексие) и ради добродетельной и богоугодной жизни, мы судили этому быть, но это относительно одного только Алексия и отнюдь не дозволяем и не допускаем, чтобы на будущее время сделался митрополитом русским кто-нибудь другой, устремившийся сюда оттуда: из (клириков) сего богопрославленного, боговозвеличенного и благоденствующего Константинополя должны быть поставляемы митрополиты русские.

Так, в 1354 году Алексий стал главой русской митрополии. Осторожность греков вполне понятна, они ещё со времён Андрея Боголюбского наблюдали активные попытки русских сделать свою церковь максимально автономной и независимой от Константинополя. И поставление на митрополичью кафедру русского было одним из таких шагов.

По сути, как отмечает историк Карташев, Русская Церковь превращалась в Церковь сугубо национальную, а для Констанинополя такой процесс был сигналом того, что греки постепенно утрачивают своё религиозное, а, следовательно, политическое влияние на Русь. Стоит подчеркнуть, что Церковь в то время была и религиозным, и политическим институтом, и инструментом Византийской империи.

Кстати, несмотря на предостережение Константинополя, после Алексия наличие русских митрополитов на Владимирской кафедре, все же вошло в дежурную практику. Сказался здесь и определённый упадок Константинопольского патриархата, да и самой империи, до полного падения которой оставалось примерно столетие.

Ещё одним важнейшим актом, который получил Алексий из Константинополя, было официальное перенесение митрополичьей резиденции из Киева во Владимир, а по факту, в Москву. Так Москва начала свой путь становления, как центра русского православия.

Но этими свершениями роль и место в истории святителя Алексия не исчерпываются. И здесь стоит напомнить, что Русь периода Феогноста и Алексия, и далее, была под Золотой Ордой. Что накладывалось свой отпечаток и на состояние государства, и на состояние общества. В целом же, удельные князья продолжали растаскивать страну на части, не позволяя ей организовать хоть какое-то подобие единства.

И Алексию представилась возможность сыграть в этих объединительных процессах особую, религиозно-политическую роль. Еще в 1353 году, великий князь Симеон Гордый оставил своеобразное завещание своим братьям Ивану Красному и Андрею, в котором говорилось: слушали бы есте отца нашего владыки Алексея, тако же старых бояр, хто хотел отцю нашему добра и нам.

По сути, Алексий стал опекуном княжеского рода, а позже, стал регентом при малолетнем князе Дмитрии Ивановиче, позже названном Донским. Иван Красный своим завещанием передал под начало Алексия ещё и управление и охрану всего княжества, не доверяя никому другому в виду множества врагов.

Такое положение, когда в руках православного иерарха сосредотачивалась и светская власть не было уникальным для Восточных Церквей. Нечто подобное было в свое время в Болгарской Церкви. Но для России – это был действительно уникальный опыт.

В плане светской политики Алексий был настолько же последовательным, как и в политике церковной – укрепление, централизация, возвышение Москвы, как центра русской государственности.

При этом, когда в 1360-м году ярлык на великое княжение у хана Навруза в обход московской знати, получил Дмитрий Константинович, Алексий и московское боярство приложили все усилия, чтобы уже через два года этот ханский указ был отменен, и политическая сила осталась именно за Москвой и за Дмитрием Ивановичем.

Впрочем, в Орде святителя хорошо знали. Ещё в 1357 году он был там по приглашению жены хана Тейдуллы, пытаясь получить ханский охранный ярлык и расположить к Владимирскому княжеству ордынскую власть.

В рамках этих политических целей Алексий использовал, наверное, самое нетривиальное средство русской дипломатии – сотворил обычное христианское чудо, исцелив зрение Тейдуллы, за что и был пожалован ярлыком и многими иными почестями, а добрая память о нём в Орде сохранилась и при иных ханах, приходящих в то время к власти всё чаще посредством политических переворотов.

Как пишет историк Русской Церкви Карташев, политика, как известно, есть такая область, в которой трудно бывает соблюсти этическое равновесие, и приводит историю с пленением тверского князя Михаила Александровича.

Дмитрий Донской и митрополит Алексий к тому моменту, а это шестидесятые годы XIV века, активно строили московский каменный Кремль. И он, по мысли князя и святителя, был не только мощным оборонительным укреплением, но и четким политическим символом. В стенах кремля Дмитрий Иванович принимал присягу от удельных князей. Кто-то давал её добровольно, а кто-то – нет.

Михаил Александрович Тверской и вовсе подался к литовскому князю Ольгерду, намереваясь положить конец владычеству Москвы. Мир в итоге был заключён, но Москва хотела лишить тверского князя всякой реальной власти. Дальнейшие события в летописи приводятся так: князь великий Дмитрий Иванович со отцем своим пресвященным Алексием митрополитом зазваша любовию к себе на Москву князя Михаила Александровича Тверского, и потом составиша с ним речи, таже потом бысть им суд на третей на миру в правде: да (потом) его изымали, а что были бояре около его, тех всех поимали и розно развели.

В итоге Михаила пришлось выпустить, и он попытался отомстить в 1378 году осадив Москву, но тут Кремль сыграл роль уже не символа, а военного укрепления, именно за его стенами и удалось скрыться митрополиту и князю.

Потом по политически мотивам Алексий наложил анафему и на Михаила Александровича, и на другого союзника Ольгерда, стоявшего за этим вторжением – князя Смоленского Святослава Ивановича. Анафема свое действие возымела, тем более, что её в 1370 официально подтвердил и константинопольский патриарх.

После примирения сторон анафема Алексием была официально снята. Но самое главное в этой истории заключается в том, что данная церковная мера была использована Алексием именно как механизм политического давления на противников Москвы и Дмитрия Донского.

В дальнейшем Алексий применял метод анафематствования ещё несколько раз. Но как политик светский он выполнил поставленную перед ним цель: вырастил князя Дмитрия Донского, и дал ему достаточно власти, чтобы тот продолжил дело государственного строительства, и, более того, начал процесс освобождения Руси от татаро-монгольского ига.

Самые читаемые:

Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут
Любовь никогда ...
5 народов, которые сохранили свою русскость за рубежом
5 народов, кото...
7 первых модников русской истории
Несмотря на мол...
7 картин, вокруг которых много мистики
Существует суев...
7 народных традиций в Светлую седмицу
В народной трад...
7 фактов о магии русской печи
Кроме приготовл...
40 фактов о климате России, которые вы наверняка не знали
40 фактов о кли...
Ms ELENA POLENOVA: THE ART PRODIGY
The table at wh...
Без права выбора
Как европейцы н...
Борис Годунов - каким был - царь-неудачник
Бориса Годунова...
Дмитрий Менделеев - Крестный отец автомобилестроения
Дмитрий Менделе...
Из тварного в Предвечное
Засыпаем… Засып...
Какая связь между Пушкиным и финно-уграми?
Что связывает г...
Каким был предатель Мазепа
Эта несомненно ...
Каким монархам было не суждено войти в историю
Они должны были...
Каким на Руси представляли рай
В представлении...
Какими были русские общие бани
Существует боль...
Каких русских считали англосаксами
Русский народ ч...
Какой была кровавая графиня Батори на самом деле
Эта стала симво...
Кто помог Елизавете устроить государственный переворот
Кто помог Елиза...
Кто помог России воевать с турками
Считается, что ...
Кто является прямыми предками русских, украинцев и белорусов?
Кто является пр...
Куда поехать на посевные
Одни любят куль...
Лавры, монастыри и храмы на Святой Руси
Любовь к русско...
Летопись русского орнамента
Русский орнамен...
Лучшее с Урала
В царское время...
Можно ли молиться перед неосвящёнными иконами
Догмат об иконо...
Находим общий язык с поморами
Если судьба заб...

О admin

x

Check Also

О чем Иван Грозный договорился с англичанами?

В 1553 году состоялось близкое знакомство Англии и России, которое открыло колоссальные перспективы взаимовыгодного сотрудничества. Тогда казалось, ничто не может помешать вечной дружбе и любви двух стран.

О чем договорились Павел I и Наполеон

Индостан наш! и русский солдат, моющий свои сапоги в Индийском океане - это могло стать реальностью в далёком 1801 году, когда Павел I совместно с Наполеоном предпринял попытку покорения Индии.

О чем говорят фамилии на – ский

В России встречается немало фамилий, которые заканчиваются на -ский или -цкий. Любопытно, а о чем они говорят? Оказывается, существует несколько версий происхождения подобных фамилий.

О чём говорили платки русских женщин

Платки не выходят из моды, просто иногда оказываются на ее пике. На Руси покрытая голова была очень важна для женщины, поэтому ношение платка связано с целой традицией.

О центре периферии

В свое время замечательный русский библеист Сергей Аверинцев сказал: Бог так устроил мир, что центр его везде, а периферия — нигде. Однако каждый раз, когда видишь новостройки, начинаешь сомневаться в истинности этого тезиса.

О труде

Как приятно и скоро проходят дни, когда знаешь, что время, данное тебе Богом, употребляется не на суетные и пустые занятия роскоши, но на труд полезный, предписываемый Богом и добродетелью! Как отрадно бывает тогда, когда видишь завершенным.

О толерантности, или безбожник у станка

Я не знаю, что такое толерантность. Точнее – плохо понимаю значение этого странного слова. Хотя фонетика подкупает. Напоминает процесс дегустации вина профессиональным сомелье.

О скрытом истинном царе

Имя социолога и историка Мануэля Саркисянца едва ли что-то скажет русскому читателю. В1955 году в самом начале холодной войны Саркисян написал удивительный труд Россия и мессианизм Востока.

О Светописанном образе Божией Матери

В Афонском Пантелеимоновом монастыре недавно была написана икона Светописанный образ, ей составлена служба и совершается всенощное бдение. За последнее время появились, особенно в интернете, публикации об этой иконе и о событии 1903 года, с которым связано ее написание.

О русском понимании моды

В конце XVI века итальянский дипломат Антонио Поссевино, знаток моды, сокрушался: Московиты очень бранят короткую итальянскую, французскую, испанскую и германскую одежду, потому что она оставляет открытыми те части тела, которые следует скрывать более всего.

О русском национальном стыде

Мы, русские, - уникальны. Сложно найти народ в цивилизованном (да и менее цивилизованном) мире, который бы стыдился своего национального происхождения. Отчего у нас все лгут, все до единого? Я убежден, что тотчас же остановят меня и закричат: Э, вздор, совсем не все! У вас темы нет, вот вы и выдумываете, чтоб начать по эффектнее.

О русском крестьянине

Писатель маркиз Астольф Де Кюстин – не самый любимый в России. В 1839 году, по приглашению Николая I, он посетил Российскую Империю, а затем издал свои дорожные записки во Франции, где нелицеприятно описал нравы русского общества.

О Пасхе и Великом Посте

Великий Пост и Пасха - таинство и главный христианский праздник. Конечно, мимо них не могли пройти русские писатели. Правда, вспомнить имена и произведения удается далеко не каждому.

О мытарях и фарисеях

На этой неделе мы вспоминаем притчу о мытаре и фарисее, обличающую гордыню и лицемерие и показывающую нам пример искренней покаянной молитвы, которая дарует милосердие Божие грешникам.

О ком Русь плакала?

На Руси их сравнивали с жемчугом, ацтеки находили, что они похожи на камешки бирюзы, а в старинных литовских песнях их называли янтарной россыпью, в толковых словарях их определяют как жидкость, вырабатываемая слёзной железой глазами млекопитающих.

О ком плакала Русь

На Руси их сравнивали с жемчугом, ацтеки находили, что они похожи на камешки бирюзы, а в старинных литовских песнях их называли янтарной россыпью, в толковых словарях их определяют как жидкость, вырабатываемая слёзной железой глазами млекопитающих.

О каких сделках Россия пожалела

Международные торговые соглашения не всегда бывают удачными на протяжении всей истории человечества. И России есть, о чем сожалеть. Еще в XVIII веке Аляска безраздельно принадлежала Российской империи.

О каких приметах русские забыли

Почти каждый русский может сходу выдать с десяток примет. А вот какие почти никто наверняка не назовет? Двое не должны смотреться в зеркало – иначе они влюбятся в одного и того же человека, и их сердца разобьются Если кто-то идет за человеком по его следам, вся энергия этого человека перейдет к преследователю Если вы любите тайно есть, ваш ребенок вырастет преступником Большинство примет основаны на различных запретах – причем если некоторым из них можно легко найти логическое обоснование, то причины возникновения других уже почти невозможно узнать.

О каких европейских грехах не знали на Руси

Европа и Русь пошли разными историческими путями, и традиции у них сложились разные. Вполне логично предположить, что некоторые негативные явления (попросту говоря, грехи), нашедшие распространение в европейских странах, не дошли до русских земель.

О каких ангелах мы не знаем

Слово ангел из библейского лексикона прочно вошло в нашу обыденную жизнь и далеко не всегда имеет сакральный смысл: часто мы так называем человека, обладающего какими-то прекрасными душевными качествами или просто – очень приятной внешностью.

О евангелисте Луке и его творчестве

Покровитель врачей и иконописцев, написавший евангелие с упором на просвещение язычников, он символизируется крылатым тельцом. В Библии ничего не сказано о происхождении Луки.

О духовидении

"Мы знаем, что ничего не знаем. Мы видим, что ничего не видим". Повторяйте эти слова, когда сталкиваетесь с "реальной" Россией - грязной, увеченной, бесконечно дискомфортной.

О духе разрушения

Сегодня многие проводят паралелли нышенних событий в России с февралем 1917 года. Но можно заглянуть еще раньше, на тройку лет, чтобы понять первопричины. Вот, как Алексей Толстой описывал атмосферу Петербурга 1914 года в романе "Хождение по мукам" То было время, когда любовь, чувства добрые и здоровые считались пошлостью и пережитком никто не любил, но все жаждали и, как отравленные, припадали ко всему острому, раздирающему внутренности.

О встречах

Если вы отрешитесь от обычного чтения Евангелия и прочтете его новыми глазами, посмотрите, как оно построено, то вы увидите, что, кроме встреч, в Евангелии вообще ничего нет.