Не пропусти

Какой митрополит совершил чудо в Орде

Какой митрополит совершил чудо в Орде

Митрополит Алексий (Бяконт), помимо того, что был канонизирован и впоследствии стал считаться святым покровителем московских патриархов, был во многом, фигурой уникальной и для истории России, и для истории Русской Церкви. Он стал первым русским главой русской митрополии, до него этот титул получали только греки, ставленники патриарха Константинопольского.

Сам святитель был выходцем из богатой боярской семьи и до пострига носил имя Елеферия Фёдоровича.

Предшественником Алексия на кафедре, которая называлась Киевской и Владимирской, но располагалась в Москве, был как раз грек, митрополит Феогност. И именно он выбрал Алексия, как человека выдающейся образованности и личных качеств на роль своего преемника. Дело это, поставление русского митрополита, было настолько необычным, что в Константинополь пришлось направлять два посольства.

Первое – от Феогноста с прошением о рукоположении Алексия, во второй делегации был сам Алексий. Стоит отметить, что даже через год проверки Алексия и его назначения на митрополичью кафедру, патриарх Филофей выдал следующую резолюцию: Хотя подобное дело совершенно необычно и небезопасно для церкви, однако ради достоверных и похвальных свидетельств о нем (Алексие) и ради добродетельной и богоугодной жизни, мы судили этому быть, но это относительно одного только Алексия и отнюдь не дозволяем и не допускаем, чтобы на будущее время сделался митрополитом русским кто-нибудь другой, устремившийся сюда оттуда: из (клириков) сего богопрославленного, боговозвеличенного и благоденствующего Константинополя должны быть поставляемы митрополиты русские.

Так, в 1354 году Алексий стал главой русской митрополии. Осторожность греков вполне понятна, они ещё со времён Андрея Боголюбского наблюдали активные попытки русских сделать свою церковь максимально автономной и независимой от Константинополя. И поставление на митрополичью кафедру русского было одним из таких шагов.

По сути, как отмечает историк Карташев, Русская Церковь превращалась в Церковь сугубо национальную, а для Констанинополя такой процесс был сигналом того, что греки постепенно утрачивают своё религиозное, а, следовательно, политическое влияние на Русь. Стоит подчеркнуть, что Церковь в то время была и религиозным, и политическим институтом, и инструментом Византийской империи.

Кстати, несмотря на предостережение Константинополя, после Алексия наличие русских митрополитов на Владимирской кафедре, все же вошло в дежурную практику. Сказался здесь и определённый упадок Константинопольского патриархата, да и самой империи, до полного падения которой оставалось примерно столетие.

Ещё одним важнейшим актом, который получил Алексий из Константинополя, было официальное перенесение митрополичьей резиденции из Киева во Владимир, а по факту, в Москву. Так Москва начала свой путь становления, как центра русского православия.

Но этими свершениями роль и место в истории святителя Алексия не исчерпываются. И здесь стоит напомнить, что Русь периода Феогноста и Алексия, и далее, была под Золотой Ордой. Что накладывалось свой отпечаток и на состояние государства, и на состояние общества. В целом же, удельные князья продолжали растаскивать страну на части, не позволяя ей организовать хоть какое-то подобие единства.

И Алексию представилась возможность сыграть в этих объединительных процессах особую, религиозно-политическую роль. Еще в 1353 году, великий князь Симеон Гордый оставил своеобразное завещание своим братьям Ивану Красному и Андрею, в котором говорилось: слушали бы есте отца нашего владыки Алексея, тако же старых бояр, хто хотел отцю нашему добра и нам.

По сути, Алексий стал опекуном княжеского рода, а позже, стал регентом при малолетнем князе Дмитрии Ивановиче, позже названном Донским. Иван Красный своим завещанием передал под начало Алексия ещё и управление и охрану всего княжества, не доверяя никому другому в виду множества врагов.

Такое положение, когда в руках православного иерарха сосредотачивалась и светская власть не было уникальным для Восточных Церквей. Нечто подобное было в свое время в Болгарской Церкви. Но для России – это был действительно уникальный опыт.

В плане светской политики Алексий был настолько же последовательным, как и в политике церковной – укрепление, централизация, возвышение Москвы, как центра русской государственности.

При этом, когда в 1360-м году ярлык на великое княжение у хана Навруза в обход московской знати, получил Дмитрий Константинович, Алексий и московское боярство приложили все усилия, чтобы уже через два года этот ханский указ был отменен, и политическая сила осталась именно за Москвой и за Дмитрием Ивановичем.

Впрочем, в Орде святителя хорошо знали. Ещё в 1357 году он был там по приглашению жены хана Тейдуллы, пытаясь получить ханский охранный ярлык и расположить к Владимирскому княжеству ордынскую власть.

В рамках этих политических целей Алексий использовал, наверное, самое нетривиальное средство русской дипломатии – сотворил обычное христианское чудо, исцелив зрение Тейдуллы, за что и был пожалован ярлыком и многими иными почестями, а добрая память о нём в Орде сохранилась и при иных ханах, приходящих в то время к власти всё чаще посредством политических переворотов.

Как пишет историк Русской Церкви Карташев, политика, как известно, есть такая область, в которой трудно бывает соблюсти этическое равновесие, и приводит историю с пленением тверского князя Михаила Александровича.

Дмитрий Донской и митрополит Алексий к тому моменту, а это шестидесятые годы XIV века, активно строили московский каменный Кремль. И он, по мысли князя и святителя, был не только мощным оборонительным укреплением, но и четким политическим символом. В стенах кремля Дмитрий Иванович принимал присягу от удельных князей. Кто-то давал её добровольно, а кто-то – нет.

Михаил Александрович Тверской и вовсе подался к литовскому князю Ольгерду, намереваясь положить конец владычеству Москвы. Мир в итоге был заключён, но Москва хотела лишить тверского князя всякой реальной власти. Дальнейшие события в летописи приводятся так: князь великий Дмитрий Иванович со отцем своим пресвященным Алексием митрополитом зазваша любовию к себе на Москву князя Михаила Александровича Тверского, и потом составиша с ним речи, таже потом бысть им суд на третей на миру в правде: да (потом) его изымали, а что были бояре около его, тех всех поимали и розно развели.

В итоге Михаила пришлось выпустить, и он попытался отомстить в 1378 году осадив Москву, но тут Кремль сыграл роль уже не символа, а военного укрепления, именно за его стенами и удалось скрыться митрополиту и князю.

Потом по политически мотивам Алексий наложил анафему и на Михаила Александровича, и на другого союзника Ольгерда, стоявшего за этим вторжением – князя Смоленского Святослава Ивановича. Анафема свое действие возымела, тем более, что её в 1370 официально подтвердил и константинопольский патриарх.

После примирения сторон анафема Алексием была официально снята. Но самое главное в этой истории заключается в том, что данная церковная мера была использована Алексием именно как механизм политического давления на противников Москвы и Дмитрия Донского.

В дальнейшем Алексий применял метод анафематствования ещё несколько раз. Но как политик светский он выполнил поставленную перед ним цель: вырастил князя Дмитрия Донского, и дал ему достаточно власти, чтобы тот продолжил дело государственного строительства, и, более того, начал процесс освобождения Руси от татаро-монгольского ига.

Самые читаемые:

Английская жена Владимира Мономаха: кем она была?
Гита Уессекская...
7 знаменитых картин Ильи Репина
Илья Репин – ге...
7 русских традиций для встречи осеннего равноденствия
7 русских тради...
7 самых старых зданий Москвы
Задумывались ли...
Александр Невский: каким был великий русский князь
Об Александре Н...
Белогвардейский плакат
Смутные, кризис...
Битва при Шелони: позорный бой Великого Новгорода
В 1471 году про...
Был ли Афанасий Никитин вероотступником
Русский путешес...
Был ли Карамзин масоном на самом деле
На протяжении н...
В каких случаях на Руси бросали жребий
Слово жребий ин...
Великие итальянские архитекторы, которые творили в России
Великие итальян...
Восьмиконечный православный крест
Святитель Феофа...
Генерал Ермолов: каким был покоритель Кавказа
Среди русских в...
Главная из страстей
Путь к Господу ...
Главные купола Москвы
Первоначально н...
Дедова суббота
Так веками назы...
Для чего язычники раздевались в полях
Исходя из архео...
Драконопутаница
Сегодня в русск...
Дудутки вам!
Дудутки - так з...
Знамя освобождения
Под этим знамен...
Из-за чего дрались русские женщины
Женской драка -...
Каким святым молятся православные, чтобы найти утерянное
Каким святым мо...
Каким святым молятся, чтобы найти утерянное
В церковной пра...
Какими были русские богатырши
Имена многочисл...
Какой была псовая охота на Руси
Каким должен бы...
Какой гарем был у Потёмкина
Светлейший княз...
Какой на самом деле была Сонька Золотая Ручка
Сонька Золотая ...
Княжна Тараканова: была ли она наследницей русского престола?
Княжна Таракано...

О admin

x

Check Also

Кого выслали из России на философском пароходе

29 сентября 1922 года из Петрограда отплыл Философский пароход, пассажирами его были выдающиеся русские мыслители. Кто это был? Почему они оказались на борту? Несмотря на то, что в молодости Бердяев пережил серьезное увлечение марксизмом (как и любой образованный человек того времени), высылки он не избежал, поскольку проявил себя прежде всего религиозным мыслителем.

Кого вела Вифлеемская звезда?

В русской православной традиции слово волхв, как и связанные с ним волшба, волшебство, обычно имеет негативный характер – колдун, жрец, чародей. Даже вошедший в число былинных богатырей Волх Всеславьевич (Вольга) своими способностями к оборотничеству и знанием языка зверей указывает на свое языческое, дохристианское прошлое.

Кого было запрещено хоронить на общем кладбище

Традиции православных похорон подразумевают, что на кладбищенской земле не могут быть упокоены самоубийцы, безбожники и даже некрещеные покойники. Но эти правила не были изобретены православной церковью.

Кого будут судить на Страшном суде

Многие наверняка слышали выражение дожить до Страшного суда, но имеют лишь смутное представление о том, что это такое. В общем и целом, все сводится к простой схеме: случится апокалипсис, придёт Бог и станет судить всех людей – кого-то отправит в ад, кого-то, кто хорошо себя вёл – в рай.

Когдa в рyсских хрaмaх были оргaны

Хотя в Рyсской пpaвослaвной цеpкви сyществyет строгий обычaй при богослyжении петь без сопровождения мyзыкaльных инстрyментов, есть все основания предполагать, что тaк было не всегдa.

Кобыла, Кошка и Дом Романовых

В этом году мы отмечаем 400-летие династии Романовых. В марте 1613 года на престол Рюриковичей взошёл представитель старинного, хотя и не самого знатного рода. Родоначальником семьи Романовых принято считать Андрея Ивановича Кобылу, боярина великого князя московского Симеона Гордого (1317 -1357). Особых подвигов и свершений за боярином не числилось, но доверием князя он, видимо, пользовался немалым, ибо именно ему Симеон поручил привезти из Твери свою будущую супругу, дочь тамошнего князя.

Князь Святослав: первый русский завоеватель

Карамзин называл князя Святослава "русским Македонским", историк Грушевский - "казаком на престоле". Святослав первым предпринял активную попытку обширной экспансии земель.

Князь Святослав Игоревич: самый великий полководец Киевской Руси

Князь Святослав Игоревич: самый великий полководец Киевской Руси С лёгкой руки Карамзина князь Святослав считается древнерусским Александром Македонским. Сведения о проведённых и выигранных им сражениях за давностью лет небогаты подробностями, но ясно одно: к своим тридцати годам Святослав успел организовать с десяток военных походов, и в большинстве победил.

Князь Святослав Игоревич: Александр Македонский – Киевской Руси

Князь Святослав Игоревич: "Александр Македонский" Киевской Руси С лёгкой руки Карамзина князь Святослав считается древнерусским Александром Македонским. Сведения о проведённых и выигранных им сражениях за давностью лет небогаты подробностями, но ясно одно: к своим тридцати годам Святослав успел организовать с десяток военных походов, и в большинстве победил.

Князь Святослав Игоревич: Александр Македонский – древней Руси

Князь Святослав Игоревич: "Александр Македонский" древней Руси С лёгкой руки Карамзина князь Святослав считается древнерусским Александром Македонским. Сведения о проведённых и выигранных им сражениях за давностью лет небогаты подробностями, но ясно одно: к своим тридцати годам Святослав успел организовать с десяток военных походов, и в большинстве победил.

Князь Пожарский: послание мертвому императору

Мы знаем князя Пожарского как доблестного освободителя Москвы. Император Священной Римской империи Рудольф II мог бы узнать его в качестве практикующего алхимика, если бы получил от него письмо.

Князь Курбский: первый предатель в истории России

Андрея Курбского принято называть первым русским диссидентом, а его эмиграцию - вынужденной. Князь жег глаголом и обличал самого Ивана IV, но сам при этом не отличался добродетелями.

Князь Кропоткин: главный анархист из Рюриковичей

12 июня 1917 года в Россию триумфально возвратился князь Петр Алексеевич Кропоткин. Вспоминаем о других, пропитанных духом бунтарства, эпизодах жизни географа, литератора, теоретика анархизма и революционера из рода Рюриковичей.

Князь Владимир: каким он был до принятия христианства?

Князь Владимир: каким он был до принятия христианства? Для многих людей князь Владимир известен как креститель Руси, который заботился о духовном благе своего отечества.

Князь Владимир Мономах: последний монарх единой Руси

Князь Владимир Мономах: последний монарх единой Руси Владимир Всеволодович по прозвищу Мономах (1053-1125 гг.) – князь из рода Рюриковичей. Он княжил в Ростове, Смоленске, Чернигове, Переяславлею С 1113 года – великий князь Киевский.

Князь Андрей Боголюбский: судьба – первого великоросса

Князь Андрей Боголюбский: судьба "первого великоросса" Историк Василий Ключевский считал, что именно Андрея Боголюбского можно считать первым русским самодержцем, в лице которого на историческую сцену впервые выступал великоросс.

Князь Александр Меншиков: факты, которые вы не знали

Князь Александр Меншиков: факты, которые вы не знали 25 октября 1714 года Александра Даниловича Меншикова избрали членом Лондонского королевского общества. При всех своих званиях Меншиков был неоднозначной фигурой.

Княжна Тараканова: была ли она наследницей русского престола?

Княжна Тараканова: была ли она наследницей русского престола? Так называемая княжна Тараканова – знаменитый исторический персонаж, героиня многочисленных фильмов и книг.

Княгиня Ольга: существовала ли она на самом деле?

Княгиня Ольга Киевская – одна из самых загадочных исторических личностей. Несмотря на то, что она оставила заметный след в русской истории, в ее биографии немало белых пятен.

Княгиня Мария Тенищева

Однажды она рассказала историю своей жизни Ивану Тургеневу. Тот, крепко задумался,а потом сказал: Эх, жаль, что я раньше вас не знал! Какую бы интересную повесть я написал.

Книжная ярмарка Non

Самая крупная книжная ярмарка страны существует уже 15 лет. И каждый год ее организаторы стараются соответствовать запросам аудитории. А порой даже формировать эти запросы.

Книги недели

Необычные истории сибирских старожилов и русских иудействующих показывают, каким изменениям может подвергаться национальная идентичность. Когда началось освоение Сибири, русские люди, как правило, легко шли на контакт с аборигенами, не испытывая неприятия к чужому.

Клятвенное обещание

Когда человек или в воинство избирается, или на честь какую возводится, или к какому иному делу государеву определяется, он присягает и с клятвою обещается верно и праведно Государю и обществу служить и по чистой совести поступать.

Клуб Геркулесов

Главный дефект интеллигента – петербуржца – его животик. Нигде нет такого большого количества мужчин с животиками, как в Петербурге. И странно, и смешно, что некоторые гордятся своими животиками, как когда-то русские бояре гордились своими бородами - говорил директор открывшегося ноябре 1911 года в Петербурге Института мужской красоты доктор А.Л.Круазье.