Не пропусти

Какой кучер стал доверенным лицом императора Александра I

Какой кучер стал доверенным лицом императора Александра I

Какой кучер стал доверенным лицом императора Александра I

Кучера Илью Ивановича Байкова наняли в придворную конюшню императора Александра I в 1801 году, и почти сразу он стал одним из влиятельнейших людей Петербурга. Даже генералы знали: хочешь передать прошение лично в руки императора – иди к Байкову.

История дружбы дворянина Дмитрия Александровича Лукина и его крепостного Ильи Ивановича Байкова вдохновила Валентина Пикуля на создание исторической миниатюры Двое из одной деревни. Её герои – хозяин и кучер – вместе справляются с разбойниками и дружно празднуют семейные торжества, удивляя гостей недюжинной силой.

Лукин дал другу вольную ради работы куда более значительной – 1 декабря 1801 года Байкова наняли кучером в придворную конюшню Александра I. Миролюбивый и добрый богатырь настолько полюбился императору, что с тех пор на протяжении четверти века они не расставались ни на день – даже отпусков преданный кучер не брал.

За это время вместе с императором он объездил пол-России и Финляндии, побывал в Варшаве, Вене и множестве других европейских столиц. И такая преданность была вознаграждена: в 1808 году кучер получает землю для строительства дома, да не где-нибудь, а на Фонтанке, между Аничковым и Чернышёвым мостами, ещё через пять лет – ссуду на строительство в 20 тысяч рублей, которую даже возвращать не пришлось. Но, на удивление, это не зависть – лишь ещё больший почёт.

О благосклонности императора к кучеру Байкову знала элита обеих столиц. И, конечно, пыталась этим пользоваться. Не было более верного способа донести идею или просьбу лично Александру I, чем передать её Илье Байкову. По версии Валентина Пикуля, государь даже сказал однажды кучеру: Существует же у меня комитет для принятия прошений, так ты у себя дома свой комитет завёл. А потому даже генералы считались персонами менее влиятельными, чем этот лейб-кучер, и пытались завоевать его расположение и снисходили до приятельских объятий.

Александр Михайлович Тургенев упомянул в Записках, что лично видел генерал-адъютанта Фёдора Петровича Уварова, который взбирался на козлы императорской коляски, чтобы обнять кучера Илью Байкова.

Среди множества просителей были и те, кто вызывал искреннее сочувствие лейб-кучера. Благодаря мемуарам Николая Ивановича Лорера сохранилась история о том, как Байков вызволил из казематов генерала Лошакова, который после боя самовольно уехал к красавице-жене, за что был осуждён и сослан. Жену в свете, конечно, не приняли, и все её прошения оставались безответны. Тогда-то и посоветовали ей просить Илью Байкова: Он добрый человек и пожалеет вас.

Лейб-кучер велел генеральше ждать коляску императора на Адмиралтейском бульваре и нарядиться поярче, чтобы её можно было различить в толпе. Едва заметив Лошакову, Илья Иванович ловко правил лошадью, чтобы она переступила постромку и остановилась. В этот же момент женщина оказалась у ног Александра I и осмелилась озвучить просьбу о помиловании мужа. Прощение она получила, а кучеру император лишь пригрозил: Илья, это твои штуки?

Но сколько бы ни случалось подобных совпадений, Александр Павлович был всё так же благосклонен к своему бессменному кучеру. И на гауптвахту в 1822 году Байков угодил вовсе не из-за очередного назойливого просителя. Разозлить императора ему удалось всего одним словом – знаю.

Случай этот описан в Записках декабриста Лорера. Илья Байков сам рассказал ему, что государь никогда не называл адресов, а лишь кивал в ту сторону, куда следует повернуть, поэтому кучер постоянно поглядывал на хозяина. И однажды, увидев очередной кивок, Байков сболтнул: Знаю, ваше величество, на что моментально получил гневный ответ: Кучер ничего не должен знать, кроме лошадей! А по приезде в Зимний дворец тут же оказался под арестом.

Близость к Александру I едва не послужила поводом, чтобы сделать кучера почётным членом Академии художеств. Якобы в качестве кандидатуры на это место предложили министра внутренних дел, графа Виктора Павловича Кочубея, который особых заслуг в искусстве не имел, зато был близок императору. В ответ на это было предложено на тот же пост поставить лейб-кучера Байкова: Он не только ближе всех, но ещё и впереди государя сидит.

До сих пор неизвестно, достоверный ли это факт или исторический анекдот, но после предполагаемых событий вице-президента Академии художеств Александра Фёдоровича Лабзина сослали в Симбирскую губернию.

О том, насколько популярным в Петербурге был личный императорский кучер, говорит и другая история. Якобы однажды Александр I попал под дождь и уехал в Зимний дворец с первым попавшимся извозчиком. Денег с собой император, естественно, не возил, а кучер его не узнал и счёл офицером из дворцового караула.

Поэтому государю пришлось оставить в залог шинель и отдать распоряжение лакею, чтобы тот вынес к крыльцу плату за проезд – рубль серебром. Деньги немалые, но шинель стоила куда дороже, поэтому извозчик настаивал, что вернёт её только лично хозяину. Тогда пришлось расплатиться Илье Байкову – только после этого извозчик понял, кого на самом деле подвозил, ведь далеко не все знали императора в лицо, а вот его лейб-кучера – едва ли не каждый петербуржец.

Я возил государя живого и теперь не оставлю тела его

Ни на день не оставляя императора, был с ним Байков и в последней поездке в Таганрог. И поскольку умер император вдали от света, ходили слухи, что на самом деле его держат в заточении, а похороны подложные. В письмах жена английского посланника леди Дисборо отмечала: Говорят, что ничто так не успокоило народ в отношении подлинной смерти императора, как то обстоятельство, что Байков лично вёз катафалк.

Когда народ видел Илью, он знал, что тот никому не позволил бы себя обмануть и что никому не удалось бы убедить его везти что-нибудь ещё, кроме тела покойного господина. При этом встретивший кортеж дипломат и сенатор Александр Яковлевич Булгаков вспоминал, что выглядел любимый кучер императора уже не так, как прежде, – поседел, состарел. Он сказал: Да, есть от чего. Что моя жизнь теперь?. И залился горькими слезами.

После смерти императора Илья Байков уже не мог быть столь влиятелен, поэтому князь Юсупов прямо на похоронах решил поставить кучера на место, заявив, что тому неприлично носить бороду, управляя парадным траурным экипажем. Но любимцу Александра I бояться было уже нечего, и он ответил: Так прикажите мне выбрить сейчас бороду. Я возил государя живого и теперь не оставлю тела его.

Самые читаемые:

В каком доме должен жить настоящий казак
О казаках мы зн...
5 африканцев, которые стали русскими
Мы всегда могли...
5 самых криминальных городов Российской империи
Криминальная си...
5 способов провести Рождественский пост с пользой
Сегодня, 28 ноя...
7 главных русских вегетарианцев
Сегодня вегетар...
7 малоизвестных фактов об Александре Суворове
24 ноября 1730 ...
20 самых сильных людей в русской истории
Русский - значи...
FIVE FOREIGN SCREENINGS OF RUSSIAN CLASSICS
The screening o...
Александр Баранов: главное лицо Русской Америки
Имя предпринима...
В каких случаях в Сибири пили собачью кровь
Есть крылатая ф...
Грумант будет русским
Открытый тысячу...
Дачные места Российской империи
В начале XX век...
Еще 25 неожиданных фактов о русском народе
Мы уже делали м...
Забайкальские казаки: их боялись даже самураи
Забайкальские к...
Заговляемся на рождественский пост
5 важных тексто...
Здравствуйте, садитесь!
Гимназисты носи...
Иконам быть!
Первое великопо...
Какая национальность у Бориса Джонсона на самом деле
Какая националь...
Какое будущее православные святые предсказывали России
Какое будущее п...
Какое влияние шотландцы оказали на историю России?
Шотландцы в рус...
Какой была царская свадьба первого Романова
Свадьба – дело ...
Конотопская битва: первое сражение украинцев с русскими
Конотопская бит...
Кто такие турки на самом деле
Раньше на терри...
Лучшие традиционные фестивали
Эта весна и лет...
Медвежий батальон
Русский медведь...
Можно ли женщине заходить в храм в брюках
Наверное, нет д...
Монахи против царя: каким был Соловецкий мятеж
Соловецкий мяте...
Наши университеты
Восстановление ...

О admin

x

Check Also

О чем Иван Грозный договорился с англичанами?

В 1553 году состоялось близкое знакомство Англии и России, которое открыло колоссальные перспективы взаимовыгодного сотрудничества. Тогда казалось, ничто не может помешать вечной дружбе и любви двух стран.

О чем договорились Павел I и Наполеон

Индостан наш! и русский солдат, моющий свои сапоги в Индийском океане - это могло стать реальностью в далёком 1801 году, когда Павел I совместно с Наполеоном предпринял попытку покорения Индии.

О чем говорят фамилии на – ский

В России встречается немало фамилий, которые заканчиваются на -ский или -цкий. Любопытно, а о чем они говорят? Оказывается, существует несколько версий происхождения подобных фамилий.

О чём говорили платки русских женщин

Платки не выходят из моды, просто иногда оказываются на ее пике. На Руси покрытая голова была очень важна для женщины, поэтому ношение платка связано с целой традицией.

О центре периферии

В свое время замечательный русский библеист Сергей Аверинцев сказал: Бог так устроил мир, что центр его везде, а периферия — нигде. Однако каждый раз, когда видишь новостройки, начинаешь сомневаться в истинности этого тезиса.

О труде

Как приятно и скоро проходят дни, когда знаешь, что время, данное тебе Богом, употребляется не на суетные и пустые занятия роскоши, но на труд полезный, предписываемый Богом и добродетелью! Как отрадно бывает тогда, когда видишь завершенным.

О толерантности, или безбожник у станка

Я не знаю, что такое толерантность. Точнее – плохо понимаю значение этого странного слова. Хотя фонетика подкупает. Напоминает процесс дегустации вина профессиональным сомелье.

О скрытом истинном царе

Имя социолога и историка Мануэля Саркисянца едва ли что-то скажет русскому читателю. В1955 году в самом начале холодной войны Саркисян написал удивительный труд Россия и мессианизм Востока.

О Светописанном образе Божией Матери

В Афонском Пантелеимоновом монастыре недавно была написана икона Светописанный образ, ей составлена служба и совершается всенощное бдение. За последнее время появились, особенно в интернете, публикации об этой иконе и о событии 1903 года, с которым связано ее написание.

О русском понимании моды

В конце XVI века итальянский дипломат Антонио Поссевино, знаток моды, сокрушался: Московиты очень бранят короткую итальянскую, французскую, испанскую и германскую одежду, потому что она оставляет открытыми те части тела, которые следует скрывать более всего.

О русском национальном стыде

Мы, русские, - уникальны. Сложно найти народ в цивилизованном (да и менее цивилизованном) мире, который бы стыдился своего национального происхождения. Отчего у нас все лгут, все до единого? Я убежден, что тотчас же остановят меня и закричат: Э, вздор, совсем не все! У вас темы нет, вот вы и выдумываете, чтоб начать по эффектнее.

О русском крестьянине

Писатель маркиз Астольф Де Кюстин – не самый любимый в России. В 1839 году, по приглашению Николая I, он посетил Российскую Империю, а затем издал свои дорожные записки во Франции, где нелицеприятно описал нравы русского общества.

О Пасхе и Великом Посте

Великий Пост и Пасха - таинство и главный христианский праздник. Конечно, мимо них не могли пройти русские писатели. Правда, вспомнить имена и произведения удается далеко не каждому.

О мытарях и фарисеях

На этой неделе мы вспоминаем притчу о мытаре и фарисее, обличающую гордыню и лицемерие и показывающую нам пример искренней покаянной молитвы, которая дарует милосердие Божие грешникам.

О ком Русь плакала?

На Руси их сравнивали с жемчугом, ацтеки находили, что они похожи на камешки бирюзы, а в старинных литовских песнях их называли янтарной россыпью, в толковых словарях их определяют как жидкость, вырабатываемая слёзной железой глазами млекопитающих.

О ком плакала Русь

На Руси их сравнивали с жемчугом, ацтеки находили, что они похожи на камешки бирюзы, а в старинных литовских песнях их называли янтарной россыпью, в толковых словарях их определяют как жидкость, вырабатываемая слёзной железой глазами млекопитающих.

О каких сделках Россия пожалела

Международные торговые соглашения не всегда бывают удачными на протяжении всей истории человечества. И России есть, о чем сожалеть. Еще в XVIII веке Аляска безраздельно принадлежала Российской империи.

О каких приметах русские забыли

Почти каждый русский может сходу выдать с десяток примет. А вот какие почти никто наверняка не назовет? Двое не должны смотреться в зеркало – иначе они влюбятся в одного и того же человека, и их сердца разобьются Если кто-то идет за человеком по его следам, вся энергия этого человека перейдет к преследователю Если вы любите тайно есть, ваш ребенок вырастет преступником Большинство примет основаны на различных запретах – причем если некоторым из них можно легко найти логическое обоснование, то причины возникновения других уже почти невозможно узнать.

О каких европейских грехах не знали на Руси

Европа и Русь пошли разными историческими путями, и традиции у них сложились разные. Вполне логично предположить, что некоторые негативные явления (попросту говоря, грехи), нашедшие распространение в европейских странах, не дошли до русских земель.

О каких ангелах мы не знаем

Слово ангел из библейского лексикона прочно вошло в нашу обыденную жизнь и далеко не всегда имеет сакральный смысл: часто мы так называем человека, обладающего какими-то прекрасными душевными качествами или просто – очень приятной внешностью.

О евангелисте Луке и его творчестве

Покровитель врачей и иконописцев, написавший евангелие с упором на просвещение язычников, он символизируется крылатым тельцом. В Библии ничего не сказано о происхождении Луки.

О духовидении

"Мы знаем, что ничего не знаем. Мы видим, что ничего не видим". Повторяйте эти слова, когда сталкиваетесь с "реальной" Россией - грязной, увеченной, бесконечно дискомфортной.

О духе разрушения

Сегодня многие проводят паралелли нышенних событий в России с февралем 1917 года. Но можно заглянуть еще раньше, на тройку лет, чтобы понять первопричины. Вот, как Алексей Толстой описывал атмосферу Петербурга 1914 года в романе "Хождение по мукам" То было время, когда любовь, чувства добрые и здоровые считались пошлостью и пережитком никто не любил, но все жаждали и, как отравленные, припадали ко всему острому, раздирающему внутренности.

О встречах

Если вы отрешитесь от обычного чтения Евангелия и прочтете его новыми глазами, посмотрите, как оно построено, то вы увидите, что, кроме встреч, в Евангелии вообще ничего нет.