Не пропусти

Какое влияние язычники оказали на политику после Крещения Руси

Какое влияние язычники оказали на политику после Крещения Руси

Какое влияние язычники оказали на политику после Крещения Руси

Христианство и до, и после Крещения на Руси распространялось неравномерно, и процесс этот был сопряжен с разного рода драматическими событиями. В том числе, и с насилием. Советское историческое наследие оставило в массовом сознании, например, историю о крещении Новгорода огнем и мечом. И однозначно трактовало религиозные конфликты в Ростове и Суздале в пользу угнетенных язычников. Но так ли невинны были язычники, и что на самом деле стояло за этим насильственным крещением?

Крещение Руси, состоявшееся, по официальной версии, в 988 году и начавшееся с Киева, а если точнее, то с крещения самого Владимира Красно Солнышко в завоеванной им Корсуни – событие, которое трудно переоценить. Фактически, с него началась русская государственность, и правы те, кто говорит, что русские, как единый народ, вышли из крещальной купели святого князя.

Стоит напомнить, что еще до Владимира княгиней Новгорода была Ольга – тоже, кстати, канонизированная Православной Церковью святая. И не просто святая, а равноапостольная. А это означает в христианском понимании, что она была миссионером, первой просветительницей славян. А если конкретнее, то новгородцев.

Более того, если обратиться к Очеркам по истории Русской Церкви Карташова, то летописи дают неверную, несколько более позднюю хронологию крещения самой Ольги. На момент своей поездки в Константинополь она уже, скорее всего, исповедовала христианство: Очень показательно, что не в ряду переводчиков и не в толпе прочих депутатов фигурирует и пресвитер Григорий.

Явно, что скромная, но подчеркнутая фигура в свите Ольги священника свидетельствует или о том, что Ольга была уже крещена и Григорий был ее духовником и придворным капелланом. Либо же, как минимум, Ольга активно готовилась принять крещение и пресвитер Григорий был её катехизатором.

Так или иначе, но христианизация Новгорода началась за несколько десятков лет до Крещения Руси. И никакого особого отторжения новгородские язычники к новгородским христианам не испытывали. Более того, после Крещения Руси в Новгороде христианство проповедовалось относительно свободно и спокойно. И, судя по тому же Карташову, Новгород на заре христианизации русских земель воспринимался, как один из опорных пунктов православия.

Но Новгород был очень вольным городом, и в уже в 990-991 году, когда малая дружина воеводы Владимира, Добрыни, приближалась к городу, было собрано вече. На котором волхвы и отцы города высказались и за язычество, и за полное и абсолютное неподчинение Киеву и власти Владимира Красно Солнышко.

По сути, это был политический акт, где религия была хоть и мощным, но предлогом. Снова напомним, что христианство в Новгороде распространялось и спокойно существовало ещё до Крещения Руси, при княгине Ольге.

Язычники первыми проявили агрессию, напав на резиденцию Добрыни, дом Добрыни разориша, имение разграбиша, жену и неких от сродник его избиша. То есть, именно язычники напали на христиан. И напали по политическим мотивам, а потому ответ был дан именно в такой, жёсткой и категорической форме, огнем и мечом. И, кстати, стоит отметить, что изначально эта самая фраза: Путята крестил вас мечом, а Добрыня огнём, была очень злой, саркастичной шуткой киевлян в адрес новгородцев.

Впрочем, это было не последнее восстание против христианства на Руси. В 1071 году в Киеве, почти через сто лет после крещения Руси, появился некий волхв, который стал проповедовать конец Руси через пять лет, если все не вернутся к язычеству. Также он агитировал за неповиновение властям. И закономерно был схвачен.

В том же 1071 году (по другим данным, в 60-е годы XI века) в Ростове и Ярославле смерды, возглавляемые волхвами, также подняли восстание, и снова с убийствами христиан и демонстративным неповиновением власти. И снова итог для восставших был немного предсказуем.

В 1076 году снова в Новгороде случился языческий камбэк в виде такого же волхва, и снова с нападением на христиан. И снова с политипическими манифестами. Еще раньше, 1024 году, аналогичная история произошла в Суздале, где волхвы подвигли народ на убийства старшей чади, аристократии, и снова под эгидой возвращения к язычеству. И снова это восстание было жестко подавлено уже князем Ярославом Владимировичем – тоже, кстати, святым, канонизированным, как благоверный, то есть, канонизированный за праведную жизнь во Христе.

В 1091 году попытка аналогичного восстания снова состоялась в Ростове, но волхв (и это после подавления бунта 1071 года) не смог подбить на новые беспорядки ростовчан. По словам Карташова, волхв уже не имел успеха. Важно здесь понимать, что все эти восстания носили, в первую очередь, политический характер. Более того, такое жесткое подавление бунтовщиков было сопряжено не только с контекстом эпохи. Средневековье вообще было временем суровых людей и суровых решений. Но причины были ещё и в том, что язычники начинали свою деятельность с беспорядков и убийств.

С другой стороны, для понимания того, насколько ложна картина христиан, которые на Руси тотально уничтожали иноверцев, может служить сама хронология этих бунтов. Через десятилетия, а то и через сотню лет после крещения Руси по княжествам относительно спокойно перемещались языческие жрецы и, более того, публично вели свою проповедь.

А сама их проповедь не запрещалась и не пресекалась ровно до того момента, пока они не призывали свергать государственную власть. И это, пожалуй, как ничто иное показывает, насколько Русь христианская была терпима по отношению к культам.

Самые читаемые:

Английская жена Владимира Мономаха: кем она была?
Гита Уессекская...
Высокий, смелый, умный, дружелюбный
Ученые Дальнево...
7 великих русских старцев
Говоря о старче...
7 главных - невротиков - русской литературы
Психиатры знают...
7 главных загадок Куликовского сражения
21 сентября 138...
7 монет, которыми расплачивались на Руси
До появления св...
7 самых древних книг в истории
Этим книгам нес...
8 фотофактов о Москве
В Москве прошло...
Haute couture по-русски
Haute Couture п...
Name-linked associations
Russian names f...
Барыня Салтыкова: шокирующие факты
Кровавый след в...
Без права выбора
Как европейцы н...
Была ли отмена крепостного права хорошей идеей
3 марта 1861 го...
В каких случаях русские обнимались
Объятия были ра...
В кого был влюблён Гоголь
Отец писателя, ...
В чём основные отличия католиков от православных
Официально разд...
Главная тайна исчезновения армии Наполеона в России
Главная тайна и...
Главные секреты собора Василия Блаженного
Храм Василия Бл...
Город Городец
Что вы знаете о...
Для чего Годунову был нужен патриарх в России
История патриар...
Каким должен быть русский колодец
Подобно церковн...
Камчатка наша!
Когда сходишь с...
Компасы, матросы
Десятки моногор...
Кто впервые назвал русских
По самой популя...
Любимые русские бренды у китайцев
С помощью наших...
Матвей Федорович Казаков - первый из достойнейших и временно забытый
Матвей Федорови...
Медвежий батальон
Русский медведь...
Михайло Ломоносов: главные секреты
Первый русский ...

О admin

x

Check Also

О чем Иван Грозный договорился с англичанами?

В 1553 году состоялось близкое знакомство Англии и России, которое открыло колоссальные перспективы взаимовыгодного сотрудничества. Тогда казалось, ничто не может помешать вечной дружбе и любви двух стран.

О чем договорились Павел I и Наполеон

Индостан наш! и русский солдат, моющий свои сапоги в Индийском океане - это могло стать реальностью в далёком 1801 году, когда Павел I совместно с Наполеоном предпринял попытку покорения Индии.

О чем говорят фамилии на – ский

В России встречается немало фамилий, которые заканчиваются на -ский или -цкий. Любопытно, а о чем они говорят? Оказывается, существует несколько версий происхождения подобных фамилий.

О чём говорили платки русских женщин

Платки не выходят из моды, просто иногда оказываются на ее пике. На Руси покрытая голова была очень важна для женщины, поэтому ношение платка связано с целой традицией.

О центре периферии

В свое время замечательный русский библеист Сергей Аверинцев сказал: Бог так устроил мир, что центр его везде, а периферия — нигде. Однако каждый раз, когда видишь новостройки, начинаешь сомневаться в истинности этого тезиса.

О труде

Как приятно и скоро проходят дни, когда знаешь, что время, данное тебе Богом, употребляется не на суетные и пустые занятия роскоши, но на труд полезный, предписываемый Богом и добродетелью! Как отрадно бывает тогда, когда видишь завершенным.

О толерантности, или безбожник у станка

Я не знаю, что такое толерантность. Точнее – плохо понимаю значение этого странного слова. Хотя фонетика подкупает. Напоминает процесс дегустации вина профессиональным сомелье.

О скрытом истинном царе

Имя социолога и историка Мануэля Саркисянца едва ли что-то скажет русскому читателю. В1955 году в самом начале холодной войны Саркисян написал удивительный труд Россия и мессианизм Востока.

О Светописанном образе Божией Матери

В Афонском Пантелеимоновом монастыре недавно была написана икона Светописанный образ, ей составлена служба и совершается всенощное бдение. За последнее время появились, особенно в интернете, публикации об этой иконе и о событии 1903 года, с которым связано ее написание.

О русском понимании моды

В конце XVI века итальянский дипломат Антонио Поссевино, знаток моды, сокрушался: Московиты очень бранят короткую итальянскую, французскую, испанскую и германскую одежду, потому что она оставляет открытыми те части тела, которые следует скрывать более всего.

О русском национальном стыде

Мы, русские, - уникальны. Сложно найти народ в цивилизованном (да и менее цивилизованном) мире, который бы стыдился своего национального происхождения. Отчего у нас все лгут, все до единого? Я убежден, что тотчас же остановят меня и закричат: Э, вздор, совсем не все! У вас темы нет, вот вы и выдумываете, чтоб начать по эффектнее.

О русском крестьянине

Писатель маркиз Астольф Де Кюстин – не самый любимый в России. В 1839 году, по приглашению Николая I, он посетил Российскую Империю, а затем издал свои дорожные записки во Франции, где нелицеприятно описал нравы русского общества.

О Пасхе и Великом Посте

Великий Пост и Пасха - таинство и главный христианский праздник. Конечно, мимо них не могли пройти русские писатели. Правда, вспомнить имена и произведения удается далеко не каждому.

О мытарях и фарисеях

На этой неделе мы вспоминаем притчу о мытаре и фарисее, обличающую гордыню и лицемерие и показывающую нам пример искренней покаянной молитвы, которая дарует милосердие Божие грешникам.

О ком Русь плакала?

На Руси их сравнивали с жемчугом, ацтеки находили, что они похожи на камешки бирюзы, а в старинных литовских песнях их называли янтарной россыпью, в толковых словарях их определяют как жидкость, вырабатываемая слёзной железой глазами млекопитающих.

О ком плакала Русь

На Руси их сравнивали с жемчугом, ацтеки находили, что они похожи на камешки бирюзы, а в старинных литовских песнях их называли янтарной россыпью, в толковых словарях их определяют как жидкость, вырабатываемая слёзной железой глазами млекопитающих.

О каких сделках Россия пожалела

Международные торговые соглашения не всегда бывают удачными на протяжении всей истории человечества. И России есть, о чем сожалеть. Еще в XVIII веке Аляска безраздельно принадлежала Российской империи.

О каких приметах русские забыли

Почти каждый русский может сходу выдать с десяток примет. А вот какие почти никто наверняка не назовет? Двое не должны смотреться в зеркало – иначе они влюбятся в одного и того же человека, и их сердца разобьются Если кто-то идет за человеком по его следам, вся энергия этого человека перейдет к преследователю Если вы любите тайно есть, ваш ребенок вырастет преступником Большинство примет основаны на различных запретах – причем если некоторым из них можно легко найти логическое обоснование, то причины возникновения других уже почти невозможно узнать.

О каких европейских грехах не знали на Руси

Европа и Русь пошли разными историческими путями, и традиции у них сложились разные. Вполне логично предположить, что некоторые негативные явления (попросту говоря, грехи), нашедшие распространение в европейских странах, не дошли до русских земель.

О каких ангелах мы не знаем

Слово ангел из библейского лексикона прочно вошло в нашу обыденную жизнь и далеко не всегда имеет сакральный смысл: часто мы так называем человека, обладающего какими-то прекрасными душевными качествами или просто – очень приятной внешностью.

О евангелисте Луке и его творчестве

Покровитель врачей и иконописцев, написавший евангелие с упором на просвещение язычников, он символизируется крылатым тельцом. В Библии ничего не сказано о происхождении Луки.

О духовидении

"Мы знаем, что ничего не знаем. Мы видим, что ничего не видим". Повторяйте эти слова, когда сталкиваетесь с "реальной" Россией - грязной, увеченной, бесконечно дискомфортной.

О духе разрушения

Сегодня многие проводят паралелли нышенних событий в России с февралем 1917 года. Но можно заглянуть еще раньше, на тройку лет, чтобы понять первопричины. Вот, как Алексей Толстой описывал атмосферу Петербурга 1914 года в романе "Хождение по мукам" То было время, когда любовь, чувства добрые и здоровые считались пошлостью и пережитком никто не любил, но все жаждали и, как отравленные, припадали ко всему острому, раздирающему внутренности.

О встречах

Если вы отрешитесь от обычного чтения Евангелия и прочтете его новыми глазами, посмотрите, как оно построено, то вы увидите, что, кроме встреч, в Евангелии вообще ничего нет.