Не пропусти

Какое наказание считалось самым позорным на Руси

Какое наказание считалось самым позорным на Руси

Средние века славились своими суровыми наказаниями. При этом, одни наказания лишали жизни, другие – делали человека калекой, третьи – лишали чести. И еще вопрос, какие кары были для наших предков страшнее.

Речь, разумеется, о мужчинах. Женщины в силу того, что жили, по большей части, затворницами, публичным наказаниям подвергались намного реже мужчин. И в силу тех же причин любое наказание для женщины было унизительным и позорным.

Какие же наказания для мужчин были самыми унизительными?

Во всех культурах мира телесные наказания бытовали (а в иных и бытуют до сих пор) с незапамятных времен, и всюду они считаются не только болезненными, но и крайне унизительными.

В России до XVIII столетия подвергнуть телесному наказанию могли человека любого сословия. Бояр били кнутом прилюдно так же как и людей простого звания, все зависело от воли царя, перед которым все были в равной степени холопы – и знать и крестьяне. При этом если человеку наносили удары по телу, прикрытому одеждой, то урона чести в этом не было никакого, так, отеческое вразумление. А вот обнажение хоть на городской площади, хоть в застенке, бесчестило человека. Речь, разумеется, о людях дворянского и боярского сословия, поскольку у простого (подлого) народа никакой чести не было по определению.

Телесные наказания могли производиться публично, на торговой площади. Тогда они так и назывались – торговая казнь. Наказание кнутом иной раз означало смертную казнь, настолько тяжелыми и калечащими были удары кнутобойца. Наказание плетьми или розгами было легче, здесь речь шла, как правило, именно о публичном унижении человека.

Телесные наказания для дворян были отменены Екатериной II.

Одно из самых страшных действий против русского человека, безусловно, лишающего его чести, было выдирание или отрезание у него бороды.

Судебные кодексы первых русских князей, называемые Правды, предусматривают очень суровое наказание за покушение на бороду. При Ярославе Мудром за это полагался штраф в 12 гривен. Такой же, как за удар, нанесенный батогом, чашей или тыльной стороной оружия. Как видим, речь идет не о серьезных увечьях, а именно об унижении, нанесении урона чести. Согласно Псковскому судебнику XIV века за ущерб, нанесенный бороде, полагался штраф 2 рубля, в то время, как за убийство человека – 1 рубль.

Не зря бытовала поговорка Режь наши головы, не тронь наши бороды, в том именно смысле, что честь дороже жизни.

Не случайно царь Иван Грозный, обожавший издеваться над знатным боярством, практиковал такой способ отеческого поучения подданных, как таскание за бороду. При нем же был в ходу и такой способ экзекуции: провинившемуся выдергивали бороду волосок за волоском. Длилось это иногда часами, человек испытывал при этом не столько физические, сколько нравственные страдания.

Весьма унижающим актом было и плюнуть кому-либо в бороду. Такое применялось, по большей чести, в частных стычках. После плевка следовал удар во всю силушку, поскольку только таким образом можно было смыть оскорбление. Стерпевший плевок лишался чести и всякого уважения.

Если так тяжело переносилось одно лишь покушение на целостность и красоту бороды, то каково же было русскому мужчине ее лишиться? Неудивительно, что требование Петра сбривать бороды вызвало настоящий шок в русском обществе. Это воспринимали, как настоящую кару. Многие предпочитали платить немаленькую бородовую пошлину, лишь бы не лишиться этого символа мужской чести.

До конца XIX столетия в России были распространены унизительные калечащие казни, навсегда лишающие человека уважения в порядочном обществе. Это рвание ноздрей и клеймение.

Первоначально ноздри рвали в наказание за курение, но впоследствии сделали эту процедуру общей для всех каторжников-реци дивистов. Рваные ноздри лучше любого документа сообщали о статусе человека. То же касается и клеймения. Осужденному на каторгу человеку выжигали на лбу букву В, а на щеках О и Р, что означало вор. Такое украшение на лице навеки позорило человека и выводило его из круга порядочных людей.

При этом, женщин, даже осужденных на каторжные работы, клеймению не подвергали.

Специальные процедуры, направленные на публичное унижение, стали применять к дворянам с XVIII столетия, то есть, с тех пор, как появилось осознание того, что с дворянством нельзя поступать так же, как с прочим народом.

Осужденного привозили на специальных позорных черных дрогах к позорному столбу, ставили рядом со столбом на колени. После этого палач преломлял над его головой шпагу, лишая, тем самым, дворянской чести. При этом, в зависимости от приговора, перед тем, как сломать шпагу, палач мог ударить коленопреклоненн ого преступника по лицу.

При Петре I бытовало шельмование — тяжелое чести нарушение, которого имя на виселице прибито, и шпага его от палача переломлена, и вором (шельм) объявлен будет.

После этого осужденный, как правило, отправлялся на каторгу. Подобные казни были совершены над декабристами, Чернышевским и т.п.

Публику попроще тоже могли наказать позором, заковав в кандалы или в колодки, и выставив на всеобщее обозрение. Колодки для этих целей были в каждой деревне и хранились у церковного сторожа. Бражников, картежников, непослушных слуг и других мелких преступников могли выставить в таком виде в зависимости от тяжести правонарушения на несколько часов или на сутки.

Самые читаемые:

Битва при Шелони в 1471 году: позорный бой Великого Новгорода
Битва при Шелон...
Шестокрыл: колдовская - книга Руси
Среди отреченны...
5 войн проигранных русскими
У России поисти...
6 городов, которые могли быть столицей России
История не терп...
6 лучших сражений Кутузова
Будучи сыном ге...
7 главных теремов в Москве
Москва стоит на...
7 русских фокусников
Иллюзии очаровы...
7 самых известных русских животных
Эти животные - ...
30 главных фактов о староверах
Староверие, или...
The Volga river flows into Russian soul
As we know the ...
Антон-перезимник
Сегодня мы мино...
Были ли вятичи иудеями
Чтобы понять, к...
Были ли у Степана Разина сокровища
На славу погуля...
В чём главное отличие царя от императора
У статуса царь,...
Генерал Куропаткин: козел отпущения Русско-японской войны
Генерал Куропат...
Грумант будет русским
Открытый тысячу...
Для чего в поле выходили голыми
Исходя из архео...
Домашний квас: Все к нам - ничего от нас
Основных видов ...
Живут ли в России настоящие лапландцы
Лапландцы – оди...
Загадка смоленских круп
В русской класс...
Какая девушка могла стать царской невестой
Всем известно, ...
Каким был царевич Алексей
Кто такой царев...
Какое значение у облачения священника
Особые одеяния ...
Каменные сердца Онеги
Память на Русск...
Кто убил Александра Невского
23 ноября 1263 ...
Литовские кланы, которые переехали в Россию
Из Литвы в Росс...
Люди каких профессий считались - неприкасаемыми - на Руси
Люди каких проф...
Матвей Федорович Казаков - первый из достойнейших и временно забытый
Матвей Федорови...

О admin

x

Check Also

О чем Иван Грозный договорился с англичанами?

В 1553 году состоялось близкое знакомство Англии и России, которое открыло колоссальные перспективы взаимовыгодного сотрудничества. Тогда казалось, ничто не может помешать вечной дружбе и любви двух стран.

О чем договорились Павел I и Наполеон

Индостан наш! и русский солдат, моющий свои сапоги в Индийском океане - это могло стать реальностью в далёком 1801 году, когда Павел I совместно с Наполеоном предпринял попытку покорения Индии.

О чем говорят фамилии на – ский

В России встречается немало фамилий, которые заканчиваются на -ский или -цкий. Любопытно, а о чем они говорят? Оказывается, существует несколько версий происхождения подобных фамилий.

О чём говорили платки русских женщин

Платки не выходят из моды, просто иногда оказываются на ее пике. На Руси покрытая голова была очень важна для женщины, поэтому ношение платка связано с целой традицией.

О центре периферии

В свое время замечательный русский библеист Сергей Аверинцев сказал: Бог так устроил мир, что центр его везде, а периферия — нигде. Однако каждый раз, когда видишь новостройки, начинаешь сомневаться в истинности этого тезиса.

О труде

Как приятно и скоро проходят дни, когда знаешь, что время, данное тебе Богом, употребляется не на суетные и пустые занятия роскоши, но на труд полезный, предписываемый Богом и добродетелью! Как отрадно бывает тогда, когда видишь завершенным.

О толерантности, или безбожник у станка

Я не знаю, что такое толерантность. Точнее – плохо понимаю значение этого странного слова. Хотя фонетика подкупает. Напоминает процесс дегустации вина профессиональным сомелье.

О скрытом истинном царе

Имя социолога и историка Мануэля Саркисянца едва ли что-то скажет русскому читателю. В1955 году в самом начале холодной войны Саркисян написал удивительный труд Россия и мессианизм Востока.

О Светописанном образе Божией Матери

В Афонском Пантелеимоновом монастыре недавно была написана икона Светописанный образ, ей составлена служба и совершается всенощное бдение. За последнее время появились, особенно в интернете, публикации об этой иконе и о событии 1903 года, с которым связано ее написание.

О русском понимании моды

В конце XVI века итальянский дипломат Антонио Поссевино, знаток моды, сокрушался: Московиты очень бранят короткую итальянскую, французскую, испанскую и германскую одежду, потому что она оставляет открытыми те части тела, которые следует скрывать более всего.

О русском национальном стыде

Мы, русские, - уникальны. Сложно найти народ в цивилизованном (да и менее цивилизованном) мире, который бы стыдился своего национального происхождения. Отчего у нас все лгут, все до единого? Я убежден, что тотчас же остановят меня и закричат: Э, вздор, совсем не все! У вас темы нет, вот вы и выдумываете, чтоб начать по эффектнее.

О русском крестьянине

Писатель маркиз Астольф Де Кюстин – не самый любимый в России. В 1839 году, по приглашению Николая I, он посетил Российскую Империю, а затем издал свои дорожные записки во Франции, где нелицеприятно описал нравы русского общества.

О Пасхе и Великом Посте

Великий Пост и Пасха - таинство и главный христианский праздник. Конечно, мимо них не могли пройти русские писатели. Правда, вспомнить имена и произведения удается далеко не каждому.

О мытарях и фарисеях

На этой неделе мы вспоминаем притчу о мытаре и фарисее, обличающую гордыню и лицемерие и показывающую нам пример искренней покаянной молитвы, которая дарует милосердие Божие грешникам.

О ком Русь плакала?

На Руси их сравнивали с жемчугом, ацтеки находили, что они похожи на камешки бирюзы, а в старинных литовских песнях их называли янтарной россыпью, в толковых словарях их определяют как жидкость, вырабатываемая слёзной железой глазами млекопитающих.

О ком плакала Русь

На Руси их сравнивали с жемчугом, ацтеки находили, что они похожи на камешки бирюзы, а в старинных литовских песнях их называли янтарной россыпью, в толковых словарях их определяют как жидкость, вырабатываемая слёзной железой глазами млекопитающих.

О каких сделках Россия пожалела

Международные торговые соглашения не всегда бывают удачными на протяжении всей истории человечества. И России есть, о чем сожалеть. Еще в XVIII веке Аляска безраздельно принадлежала Российской империи.

О каких приметах русские забыли

Почти каждый русский может сходу выдать с десяток примет. А вот какие почти никто наверняка не назовет? Двое не должны смотреться в зеркало – иначе они влюбятся в одного и того же человека, и их сердца разобьются Если кто-то идет за человеком по его следам, вся энергия этого человека перейдет к преследователю Если вы любите тайно есть, ваш ребенок вырастет преступником Большинство примет основаны на различных запретах – причем если некоторым из них можно легко найти логическое обоснование, то причины возникновения других уже почти невозможно узнать.

О каких европейских грехах не знали на Руси

Европа и Русь пошли разными историческими путями, и традиции у них сложились разные. Вполне логично предположить, что некоторые негативные явления (попросту говоря, грехи), нашедшие распространение в европейских странах, не дошли до русских земель.

О каких ангелах мы не знаем

Слово ангел из библейского лексикона прочно вошло в нашу обыденную жизнь и далеко не всегда имеет сакральный смысл: часто мы так называем человека, обладающего какими-то прекрасными душевными качествами или просто – очень приятной внешностью.

О евангелисте Луке и его творчестве

Покровитель врачей и иконописцев, написавший евангелие с упором на просвещение язычников, он символизируется крылатым тельцом. В Библии ничего не сказано о происхождении Луки.

О духовидении

"Мы знаем, что ничего не знаем. Мы видим, что ничего не видим". Повторяйте эти слова, когда сталкиваетесь с "реальной" Россией - грязной, увеченной, бесконечно дискомфортной.

О духе разрушения

Сегодня многие проводят паралелли нышенних событий в России с февралем 1917 года. Но можно заглянуть еще раньше, на тройку лет, чтобы понять первопричины. Вот, как Алексей Толстой описывал атмосферу Петербурга 1914 года в романе "Хождение по мукам" То было время, когда любовь, чувства добрые и здоровые считались пошлостью и пережитком никто не любил, но все жаждали и, как отравленные, припадали ко всему острому, раздирающему внутренности.

О встречах

Если вы отрешитесь от обычного чтения Евангелия и прочтете его новыми глазами, посмотрите, как оно построено, то вы увидите, что, кроме встреч, в Евангелии вообще ничего нет.