Не пропусти

Из каких городов на Русь пришли все ереси

Из каких городов на Русь пришли все ереси

В ранней истории русского христианства Новгород и Псков занимают особую роль. Во-первых, именно на этих территориях имела место вотчина княгини Ольги, которая начала крещение Руси до Крещения Князя Владимира.

Сюда же была отправлена первая безуспешная католическая делегация с епископом Адальбертом во главе, которая потерпела фиаско. И здесь же, в Новгороде, вспыхнули первые языческие антихристианские восстания, которые вылились в пресловутое ответное крещение огнём и мечом.

Но помимо всех этих драматических событий, Новгород и Псков стали и своеобразной отправной точкой двух самых масштабных ересей первых веков христианства на Руси. Движения стригольников и ереси жидовствующих.

И рассмотрение Новгорода и Пскова в таком свете и верно, и не верно одновременно. Да, действительно, первые упоминания о стригольниках относятся именно к Новгороду, а одним из основателей этой секты был некто стригольник (цирюльник) и пскович Карп. Как минимум, о том, что был некий человек, исполненный гнусных и скверных дел, по имени Карп, по ремеслу стригольник, живший во Пскове указывает в летописи Иосиф Волоцкий.

Но стоит отметить, что проникновение религиозных предшественников и стригольников, и жидовствующих началось значительно раньше, и не только с Северо-Запада. К примеру, в Никоновской летописи указано, что ещё в 1004 году киевский митрополит Леонт заключил под стражу еретика Адриана-скопца. А в 1123-м уже митрополит Никита посадил в тюрьму некоего злого еретика Дмитра.

По мнению Карташева, автора Очерков по истории Русской Церкви, эти предтечи стригольников были представителями балканской ереси богомилов. Не вдаваясь в подробности стоит сказать, что богомилы, судя по Книге Голубиной (одному из их главных доктринальных трудов, дошедших до наших дней) были дуалистической и гностической сектой. При этом одной из основных их черт была подчёркнутая аскетика и нестяжательство.

Это важно отметить, поскольку последующий пафос борьбы с официальной церковью и стригольников, и жидовствующих также был мотивирован нестяжательностью и призывом к аскетизму, а в частности, отказу от симонии, то есть, поставления священников и епископов за деньги.

Во второй половине XIV в Русской Церкви разгорелся спор о правомочности поставления некоторых епископов на их кафедры. Более того, некоторые русские князья поддержали это возмущение и говорили о продажности греков.

Ровно на эти годы, а именно на 1375-й, приходится и упоминание о поимке и казни псковско-новгородских стригольников. Однако в летописях говорится о том, что некая ересь завелась в Новгороде ещё за 20 лет до этих событий, и ей активно противостоял Новгородский архиепископ Моисей.

Иными словами, ересь тлела все эти годы, и не только в Новгороде, а уже по всей Руси, но в полуподпольном режиме, а очередной всплеск полемики о симонии стал катализатором активной проповеди стригольников.

Ещё более тесно с Европой и Балканами, нежели стригольники-богомилы, были связаны жидовствующие. Они появились уже во второй половине XV века, и снова в Новгороде. На этот раз даже их лидер и первый проповедник пришёл извне.

В 1470 году новгородцы, ещё пытавшиеся отстоять свою полную автономию от Москвы, по сговору с поляками, пригласили к себе литовского князя Михаила Олельковича. Сам князь был православным по вероисповеданию, но он приехал с пышной европейской свитой, среди которой был некий лекарь Захария, представитель средневекового европейского еврейства. Он-то и стал первым проповедником новой секты на Руси.

Что же касается самого этого религиозного течения, то в Болгарии, то есть, снова на Балканах, ещё в XIV веке проводился православный собор именно против жидовствующих.

Что интересно, князь Михаил со свитой продержались в Новгороде всего год, Иван III в 1471 году оккупировал Новгород и изгнал Михаила. Но ересь уже проникла в круги и новгородской знати, и духовенства. В частности, адептами нового течения стали священники Алексий и Диониса. И вот их уже Иван III забрал в Москву. Так ересь получила свое дальнейшее распространение.

При этом и в Новгороде она не исчезла. В 1484 году известен случай полемики архиепископа Геннадия Новгородского и игумена Захарии о порядке причащения, и снова о симонии. Захария в итоге также отправился в Москву, под крыло Ивана III, поскольку противостояние Новгорода и Москвы все более усугублялось, и внезапно жидовствующие стали инструментом в политической борьбе великого князя Московского против излишней церковной и политической воли новгородцев.

Впрочем, отвлекаясь от темы стоит сказать, что в итоге Иван III сам устроил следствие и осуждение этих еретиков, поскольку и с политической точки зрения они были слишком вольнодумны.

Что же касается Новгорода, то здесь борьбу с еретиками в те годы вёл Геннадий Новгородский. И вёл её достаточно жестко, вплоть до массовых казней.

Если абстрагироваться от собственно религии и посмотреть на политические аспекты, то понятно, почему Новгород и Псков стали началом пути двух этих ересей.

Во-первых, это территориальная и политическая близость к Европе и самые разнообразные и тесные с ней связи. Во-вторых, неприятие возвышения Москвы и централизации власти. И Псков, и Новгород долгое время были слишком вольными государствами, которые отстаивали свою независимость, в том числе, и угрозами смены веры, например, унией с католиками.

Третья же причина была скорее интеллектуальной. В силу своего уникального положения и новгородцы, и псковичи были менее консервативны и открыты новым веяниям, через которые приходили и еретические учения.

К тому же что стригольничество, что ересь жидовствующих в основе своей критики несли резкое неприятие симонии и развращённости нравов в Церкви, что само по себе было симпатично очень многим идеалистически настроенным людям.

Самые читаемые:

Амурские казаки
Река черного др...
Берегини: какими были главные русские куклы-обереги
На Руси издревл...
5 видов личного оружия в армии Российской империи
Когда Россия бы...
5 главных заблуждений о русской бане
Русская баня се...
5 малочисленных народов, которые живут на территории Украины
5 малочисленных...
5 серых кардиналов, которые вершили мировую историю
5 серых кардина...
6 городов, которые могли быть столицей России
История не терп...
7 главных фактов о Стрелецком бунте
Не приведи бог ...
7 национальных черт, которых русские лишились при Советской власти
7 национальных ...
7 самых дефицитных продуктов в российской истории
Сегодня, что ни...
Cкoлькo было выходных у крепостных
Считается, чтo ...
The Princesses in military uniform
According to th...
Александр Невский: история великой битвы
15 июля 1240 го...
Бурлаки
С XVI века до э...
Была ли работорговля на Руси
Наверное, многи...
Было ли похмелье на Руси
Питие есть весе...
В чём главное отличие русских от украинцев
Мы часто слышим...
Веселая история появления масонства на Руси
Помните, когда ...
Главные пророчества Ксении Петербургской
Эта святая каза...
Город Кимры
Город Кимры в Т...
Елена Блаватская: русская ведьма, которая обманула весть мир
Елена Блаватска...
Иван Паскевич - военачальник, не проигравший ни одного сражения
Иван Паскевич -...
Какой была семейная жизнь последней императорской четы?
Какой была семе...
Какой представляли на Руси лихорадку
На Руси считало...
Катальные горки
Катание с ледян...
Кем была Роксолана на самом деле
Он был величайш...
Кем были украинцы до присоединения к Российской империи
Кем были украин...
Когдa в рyсских хрaмaх были оргaны
Хотя в Рyсской ...

О admin

x

Check Also

Кого на Руси не хоронили на общем кладбище

Традиции православных захоронений подразумевают то, что на кладбищенской земле не могут быть упокоены самоубийцы, безбожники и даже некрещеные покойники. Рядом с истинно верующими не должны лежать грешники, которые сразу же после смерти попадут в ад. Но эти правила не были изобретены православной церковью.

Кого на Руси называли старыми девами

Женщину, не вышедшую замуж до определенного возраста, и не вступившую в связь с мужчиной, всегда было принято называть старой девой. Сегодня старых дев найти крайне сложно, но раньше такие девушки были в каждой деревне.

Кого на Руси называли знающими людьми

Помимо колдунов, ведьм, добрых целителей и прочих лиц, обладающих сверхъестественными способностями, жители Руси выделяли еще один тип людей, имеющих отношение к миру магии и мистики.

Кого на Руси называли вырожденцами

Сейчас слово вырожденец имеет откровенно негативную окраску и означает человека, имеющего те или иные моральные или физические уродства, в результате которых просто не способен произвести на свет здоровое потомство.

Кого на Руси называли бобылями?

Фраза жить бобылем сегодня используется для обозначения холостых мужчин, которые не стремятся к женитьбе и созданию семью. А кто есть этот самый бобыль? С XV до XVIII века бобылями в Русском государстве называли конкретное сословие.

Кого на Руси называли уродами?

В древнерусской традиции слово урод имело положительное значение. Так назывался сын-первенец, который по традиции становился главным наследником рода. Ему всегда доставался отчий дом после смерти родителей.

Кого на Руси называли стервой?

Слово стерва произошло от общего праславянского корня – стръв- и имеет аналоги во многих родственных славянских языках. В русском стерво обозначало труп павшего животного, падаль, гниющую мертвечину.

Кого на Руси звали отморозками

Слово отморозок в современном русском языке имеет два смысла. В первом случае так называют людей, полностью лишенных каких бы то ни было моральных принципов, готовых на любую подлость и противозаконный поступок.

Кого на Руси звали мужиками

Слово мужик считается одним из самых почетных в разговорном русском языке. Но стоит ли воспринимать его в комплиментарном смысле. Всем, конечно, понято, что слово мужик происходит от слова муж.

Кого можно назвать славянином

Современные славяне представляют собой крупную этнокультурную общность, однако их появление как единого народа связано с объединением множества родственных по генетике, языку и культуре племен.

Кого можно назвать потенциальным убийцей Александра Пушкина

Кого можно назвать потенциальным убийцей Александра Пушкина 10 февраля 1837 года в 2 часа 45 минут пополудни перестало биться сердце Александра Пушкина. Расследование причин смерти поэта породило большое количество предположений, в том числе и о возможных виновниках трагедии Интрижка жены поэта Натальи Гончаровой – одна из наиболее часто звучащих версий о причинах роковой дуэли.

Кого может убить молния согласно народным поверьям?

Кого может убить молния согласно народным поверьям? Несмотря на достижения мирового прогресса, молния по сей день остается самым загадочным природным явлением.

Кого любила Салтычиха на самом деле

Кровавая барыня Дарья Салтыкова официально состояла только в одном браке, заключенном в 1750 году с Глебом Салтыковым. Этот союз не только приумножил материальные богатства обоих родов, но и благодаря знатной дворянской фамилии мужа позволил Дарье войти в высший свет.

Кого клеймили на Руси

Из всех телесных наказаний в древней Руси постановка клейма тем или иным способом была одной из самых редких и невостребованных. Первые законы, регулирующие меру взысканий, применяемую к преступникам, предполагали, в основном, штрафы (даже за убийство), изгнание и отъём имущества в пользу князя или пострадавших.

Кого именно на Руси называли тетками?

Тетка - одно из самых распространенных слов в лексиконе современного русского человека. Интересно, а откуда оно вообще взялось? Если говорить о семейных отношениях, то традиционно теткой (или тетей) называют сестру отца или матери, а также жену дяди.

Кого выслали из России на философском пароходе

29 сентября 1922 года из Петрограда отплыл Философский пароход, пассажирами его были выдающиеся русские мыслители. Кто это был? Почему они оказались на борту? Несмотря на то, что в молодости Бердяев пережил серьезное увлечение марксизмом (как и любой образованный человек того времени), высылки он не избежал, поскольку проявил себя прежде всего религиозным мыслителем.

Кого вела Вифлеемская звезда?

В русской православной традиции слово волхв, как и связанные с ним волшба, волшебство, обычно имеет негативный характер – колдун, жрец, чародей. Даже вошедший в число былинных богатырей Волх Всеславьевич (Вольга) своими способностями к оборотничеству и знанием языка зверей указывает на свое языческое, дохристианское прошлое.

Кого было запрещено хоронить на общем кладбище

Традиции православных похорон подразумевают, что на кладбищенской земле не могут быть упокоены самоубийцы, безбожники и даже некрещеные покойники. Но эти правила не были изобретены православной церковью.

Кого будут судить на Страшном суде

Многие наверняка слышали выражение дожить до Страшного суда, но имеют лишь смутное представление о том, что это такое. В общем и целом, все сводится к простой схеме: случится апокалипсис, придёт Бог и станет судить всех людей – кого-то отправит в ад, кого-то, кто хорошо себя вёл – в рай.

Когдa в рyсских хрaмaх были оргaны

Хотя в Рyсской пpaвослaвной цеpкви сyществyет строгий обычaй при богослyжении петь без сопровождения мyзыкaльных инстрyментов, есть все основания предполагать, что тaк было не всегдa.

Кобыла, Кошка и Дом Романовых

В этом году мы отмечаем 400-летие династии Романовых. В марте 1613 года на престол Рюриковичей взошёл представитель старинного, хотя и не самого знатного рода. Родоначальником семьи Романовых принято считать Андрея Ивановича Кобылу, боярина великого князя московского Симеона Гордого (1317 -1357). Особых подвигов и свершений за боярином не числилось, но доверием князя он, видимо, пользовался немалым, ибо именно ему Симеон поручил привезти из Твери свою будущую супругу, дочь тамошнего князя.

Князь Святослав: первый русский завоеватель

Карамзин называл князя Святослава "русским Македонским", историк Грушевский - "казаком на престоле". Святослав первым предпринял активную попытку обширной экспансии земель.

Князь Святослав Игоревич: самый великий полководец Киевской Руси

Князь Святослав Игоревич: самый великий полководец Киевской Руси С лёгкой руки Карамзина князь Святослав считается древнерусским Александром Македонским. Сведения о проведённых и выигранных им сражениях за давностью лет небогаты подробностями, но ясно одно: к своим тридцати годам Святослав успел организовать с десяток военных походов, и в большинстве победил.

Князь Святослав Игоревич: Александр Македонский – Киевской Руси

Князь Святослав Игоревич: "Александр Македонский" Киевской Руси С лёгкой руки Карамзина князь Святослав считается древнерусским Александром Македонским. Сведения о проведённых и выигранных им сражениях за давностью лет небогаты подробностями, но ясно одно: к своим тридцати годам Святослав успел организовать с десяток военных походов, и в большинстве победил.