Не пропусти

Искусство плача

Искусство плача

Причитали, выли, голосили, когда замуж выходили, когда хоронили, когда провожали в рекруты. Так вызывали сочувствие окружающих, так, заплакивая, проливая слезы, изливали душу, избывали горе, исчерпывали печаль, тем самым очищаясь, освобождаясь от страданий и освобождая оплакиваемого.

Невеста, непрестанно причитая с самого момента просватания и до замужества, оплакивала, а значит, прощалась со своей девичьей красой, с отчим домом, с прежним укладом жизни, чтобы стереть прошлое, уподобиться чистому листу бумаги, чтобы умереть и вновь родиться в новом обличье – статусе замужней женщины. Выдавали ли девушку замуж поневоле, обыгрывая свадьбу как куплю-продажу, выставляя жениха купцом, а невесту товаром, или молодые женились по обоюдному согласию, невеста в любом случае не могла не горевать о девичестве, о родительском гнездышке. Выходила каждый день на крыльцо бедная горюшница и голосила, голосили вместе с ней и подруженьки, причитали без конца, когда шили вместе приданое, когда расплетали косу – символ девичьей красы, молодости, когда устраивали посидки, когда собирали к венцу. Отстраненная от домашних работ, заточенная в родительском доме, лишенная способности спонтанно говорить, невеста каменела, мертвела, подготавливаясь к иносказательной смерти, замужеству. Единственным способом выражения переживаний, волнений, беспокойства была непрерывная причеть. Причеть знаменовала переход, отрешение от всего, что вот-вот станет былью.

Искусство плача

Оплакивая покойного, завывая, голося, сирота, вдова или мать горевали об утрате, сетовали на умершего, что покинул, бросил на произвол судьбы. Горе, вызванное смертью близкого, сковывало: руки, ноги немели, все, на что способен был человек – плач, душа словно покидала тело, подобно тому, как это происходило с умершим. Так, причитая, живой уподоблялся мертвому, провожая покойного в последний путь, оказывался на периферии двух миров: мира людей и мира потустороннего. И хотя поминали в причитаниях прошлое, когда был жив близкий человек, хотя забегали в будущее, которое часто принимало форму вещего сна, рисуя все его горести, хотя в настоящем и корили покойного, что ушел раньше времени, покинул, все же, причитая, провожали, отпускали душу в иной мир, несмотря на видимый протест, несогласие со смертью. Ведь если на одном полюсе – смерть и сопровождающий ее плач, то на противоположном – жизнь и смех: два полюса, которые неизменно сменяют друг друга, продолжают и питают.

Даже причитания по отдаваемому в солдаты мужу, сыну, брату, несмотря на их ярко выраженный социальный, политический протест, – неотъемлемый атрибут проводов рекрута, а значит один из способов исчерпать горе, выплакать его, выголосить. Причитание – единственное, что оставалось русскому простолюдину в условиях сначала петровской, а затем николаевской 25-летней военной службы. Именно причитаниями, переходящими в сплошной неистовый стон, выражали крестьяне свой неподдельный ужас перед рекрутчиной, жестоким обращением с солдатом, кандалами – нередким спутником солдатчины, – судьями, народными заседателями и прочими изуверствами аппарата царского режима.

Вопленицы, плакальщицы, причитальщицы

Живое, реальное горе, которое становилось предметом причитаний, всегда эмоционально, неподдельно и требовало соответствующей яркости и отчетливости выражения, чтобы все кругом сопереживало, выплескивая тоску, тем самым преодолевая, уничтожая ее. Далеко не каждый мог голосить, ведь причеть – не просто плач как физическое состояние человека, это плач-поэзия, плач голосом, речью, который в некоторых региональных традициях не должен был в принципе сопровождаться слезами. Поэтому на помощь не редко призывали специалисток- профессионалок, так называемых воплениц, плакальщиц, причитальщиц, обладающих особой манерой причети, отличной от остальных. Так одна исполнительница могла голосить тревожно, эмоционально, со слезами, прерываясь, не в состоянии сосредоточиться на образе. А другая, наоборот, без слез, размеренно, отключив эмоции, без плача, талантливо используя поэтические образы, символику, связанную с окружающим ее миром природы и жизненными реалиями.

Искусство плача

Так, знаменитая Ирина Федосова, олонецкая крестьянка, мастер, неповторимый художник причети, перед исполнением расспрашивала близких и родных о различных, даже порою пространных подробностях происшествия, которое собиралась оплакивать. Затем отбирала необходимые ей факты для художественной лепки, созидания образа. Оплакивая чужое горе, Федосовой удавалось включить в свое повествование не только настоящий момент, связанный с утратой, бедой, но и рассказать о прошлом, о судьбе, доле каждого из тех, за кого ей приходилось вопить, заглянуть в будущее семьи. Это был не один плач, а несколько, присоединенных друг к другу непрекращающихся монологов, которые никогда не переходили в диалог: судьба каждого горемыки индивидуальна, отдельна и требовала самозабвенного повествования. Вопленица никогда не говорила от своего имени, имени автора, исполнителя, она всегда перевоплощалась, причитая от имени одного из действующих лиц, будучи то молодой вдовой, то сиротой, то соседкой, то матерью, утратившей дитя.

Причеть, обогащенная поэтическими образами природы и вневременными описаниями доли-судьбинушки, давлеющего рока, горя, разлуки, но при этом повествующая о действительном, невымышленном происшествии, всегда на грани быта и искусства. Отсюда невоспроизводимость, неповторимость плача: он всегда, исполняется здесь и сейчас, приурочен к конкретному событию, тем или иным похоронам, свадьбе, проводам в рекруты. Один и тот же плач нельзя было исполнить дважды. Каждое определенное событие сопровождалось своим исключительным неповторимым повествованием, оплакиванием.

Искусство плача

Осознавая свое бессилие перед долей, несправедливостью, неизбежностью смерти, человек обращался к причети, изводя в плаче душу и расплескивая горе, протестуя и смиряясь, чтобы затем вновь обрести радость, смех в неизменном круговороте жизни, которая после ночи дарует солнечный свет, после зимы – весну, после смерти – рождение.

Самые читаемые:

Дядя Гиляй: каким был Гиляровский
Главный бытопис...
5 причин посетить зимнюю Вологду
В 2014 Вологда ...
6 главных качеств палача на Руси
Палач – специфи...
7 великих дел Бориса Годунова
Бориса Годунова...
7 главных загадок Куликовского сражения
21 сентября 138...
7 главных загадок храма Спаса на Крови
Петербургский х...
7 линий жизни Карла Маннергейма
Карл Маннергейм...
8 главных заблуждений о Николае II
Хотя о Николае ...
The Bike invented by Russians
Artamonov rsquo...
В каких случаях на Руси бросали жребий
Слово жребий ин...
Гуси-лебеди на русском столе
Какое праздничн...
Дачные места Российской империи
В начале XX век...
Для чего русской девушке нужна коса?
Долгое время же...
Ельцин: неожиданные факты биографии
1 февраля перво...
Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!
Есть на русском...
Исихастизация политики
Мы приводим отр...
Каким композитором был Иван Грозный
Иоанн Васильеви...
Каких женщин можно называть бабами?
Слово баба имее...
Какое прусское племя жило на территории России
На территории с...
Кем были предки англосаксов
Британский этно...
Кого на Руси не хоронили на общем кладбище
Традиции правос...
Кронштадтский мятеж: чем были недовольны матросы
18 марта 1921 г...
Кто отравил сына Ивана III
Холодной зимой ...
Кто продвигал ересь жидовствующих на Русь
Ересь жидовству...
Кто такие субботники
В времена царст...
Кто такие половцы на самом деле
Половцы осталис...
Куда исчезли казаки, которые жили в Китае
Если говорить о...
Лучшее с Урала
В царское время...

О admin

x

Check Also

Ликбез – Кириллицы

Ликбез "Кириллицы". Зачем России срочно нужен современный флот. Океаны занимают ¾ поверхности планеты, обладают огромнейшими и почти не реализованными ресурсами. А ресурсов у человечества уже почти не осталось, поэтому человечество будет их делить в океанах.

Лжедмитрии и Лжепетры: каких царей самозванцев мы уже забыли

Лжедмитрии и Лжепетры: каких царей самозванцев мы уже забыли Четыре десятка Петров III, семь царевичей Алексеев Петровичей, пять Лжедмитриев, четверо Лжеивашек.

Леший: кто правит русскими лесами?

Леший – это дух-хозяин лесов у восточных славян. Собиратели фольклора обратили на него внимание довольно поздно: впервые предания и бывальщины о лешем записаны в XVIIIвеке, большая же часть сведений о нем зафиксирована в XIX столетии.

Лёхи, Сереги, Володи

Меня зовут Алексей. И по паспорту, и по Крещению. Однако окружающим в общении со мной нечасто используют эти три слога… Алексею не повезло, как, скажем, Ивану. В имени Иван – всего два слога и 4 буквы.

Лёха, Серёга, Колька: загадки русских уменьшительных имен

Лёха, Серёга, Колька: загадки русских уменьшительных имен У греческих имен непростая судьба на Руси. Да и у латинских тоже. И у еврейских. Благородные имена святых подвижников – Сергий, Александр, Владимир, Николай – в народной ономастике неизбежно мутируют в Серегу, Сашку, Вовку и Колю.

Лёха, Серёга, Вовка: тайна русских уменьшительных имен

Лёха, Серёга, Вовка: тайна русских уменьшительных имен У греческих имен непростая судьба на Руси. Да и у латинских тоже. И у еврейских. Благородные имена святых подвижников – Сергий, Александр, Владимир, Николай – в народной ономастике неизбежно мутируют в Серегу, Сашку, Вовку и Колю.

Летопись: Моление Даниила Заточника

Слово Даниила Заточника, написанное им своему князю Ярославу Владимировичу. Вострубим, как в златокованные трубы, во все силы ума своего, и заиграем в серебряные органы гордости своею мудростью.

Летопись: Киево-Печерский патерик

"Жития и подвиги святых Киево-Печерской Лавры" О приходе мастеров церковных из Царьграда к Антонию и Феодосию. Слово 2 Греки же со страхом поклонились святым и сказали: Где то место? Покажите.

Летопись русского орнамента

Русский орнамент, подобно летописи, пронес дух времени сквозь века. Читая узоры XV века, мы открываем для себя мир определенного поколения, его переживания и воззрения.

Лентулов, Малевич, Верещагин, Коровин, Айвазовский

Особенно массовые торги ожидаются у Christies– там 387 лотов, включая столовое серебро, Фаберже, фарфоровые скульптуры и прочие дорогостоящие безделицы, зато на Sothebiersquos лоты, как всегда, отменно отобраны.

Ленин и Крупская: какой была их семейная жизнь?

Она была для Ленина больше, чем просто женой. Все последующие 15 лет, которые Надежда Константиновна прожила без мужа, она продолжала дело, которое объединило их в 1894 году.

Лед и сталь

В 1237 г. на Русь хлынули полчища Батыя. Горели Рязань, Москва, Владимир. И в это же время римский папа Григорий IX объявил крестовый поход против язычников и русских.

Легендарные колокола России

Благовест, трезвон, перезвон, перебор… Судьба России озвучена колокольным звоном. Эти колокола - полноправные субъекты нашей истории - как цари, полководцы, политики…. О судьбе вечевого колокола сложено много легенд.

Легенда Семлёвского озера

Почти два столетия неприметное озеро в Вяземском районе Смоленской области приковывает внимание историков, учёных и. кладоискателей. Здесь покоятся несметные сокровища, вывезенные Наполеоном из Москвы.

Легенда о Покровском соборе

Наши познания в истории, как правило, формируется профессиональными историками. К ним у нас максимум доверия, ведь они ученые люди, которые строго опираются на факты.

Левашник – наливашник

Слова левашники, леваши, хотя и мало знакомы современному человеку, все-таки имеют очень давнюю историю в русской кулинарии. И поразительным образом свидетельствуют о кулинарной общности древнего - мира.

Лев Толстой – главный атлет русской классики

Лев Толстой был преданным подвижником атлетизма. уделял большое значение силовым упражнениям. В его доме были кольца и трапеция, во дворе стоял турник. Писатель занимался с гирями до самой старости.

Лебединая песня Российской империи

Об уровне государственной культуры можно судить по тому, как отдыхает народ и власть имущие. Одно дело - устраивать вечеринки на заграничных курортах, совсем другое - не теряя тонкой связи с традицией, проводить исторические костюмированные балы.

Ладан: от чего он спасает?

Ладан – это ароматическая смола с ладанного дерева, которое растет на Ближнем Востоке – оно встречается на Аравийском полуострове, на Кипре, в Сирии, Палестине, в Восточной Африке.

Лавры, монастыри и храмы на Святой Руси

Любовь к русской старине – истории, фольклору, декоративно-прикладному искусству, иконописи и деревянному зодчеству, древней каллиграфии, орнаментике и книжной миниатюре – стала тем стержнем, на котором в дальнейшем строилась творческая судьба художника.

Кчон не мастырит, тот не бряет: самый тайный русский язык

Кчон не мастырит, тот не бряет: самый тайный русский язык Не было в русской истории более закрытого и более таинственного сообщества, чем офени. Даже о масонах, которые во все века окутывали себя ореолом тайны, известно гораздо больше.

Кухня какого народа России самая острая

Русская кухня исторически отличалась большим разнообразием, объединяя традиции разных народов. Практиковалось сочетание тяжёлых, сытных блюд со всевозможными фруктами, овощами и травами.

Кутузов: лучшие сражения

Будучи сыном генерал-поручика, Кутузов с ранних лет начал обучаться военному ремеслу. Однако настоящим боевым крещением для Михаила Илларионовича стали Русско-турецкие войны.

Культурная Олимпиада в Сочи

7 февраля стартуют зимние Олимпийские игры в Сочи. "Культурная Олимпиада" начинается уже сегодня. Кириллица решила выяснить, как же будет представлено в Сочи русское традиционное искусство? Основные мероприятия в городе-курорте будут проходить с 5 по 22 февраля.