Не пропусти

Исихастизация политики

Исихастизация политики

Мы приводим отрывок из недавней лекции Современный исихазм, которую один из ведущих исследователей исихазма, директор Института Синергийной Антропологии, Сергей Сергеевич Хоружий прочел в Варшавском университете.

Лектор касается политического исихазма, понятие которого было введено в исследовательскую науку Гелианом Прохоровым в 1960-е годы. В ходе рассуждений над данной дефиницией Сергей Хоружий уточняет это понятие и раскрывает одну наиболее важную для исследования исихазма его сторону.

Исихазм – духовная практика уединенной молитвы ради приближения к Богу, восхождения к Богу, которая складывалась, начиная с эпохи первых отцов-пустынников, то есть с IV века.

В исследованиях исихазма существует термин “политический исихазм”, однако исихазм политической природы иметь не может. Это – духовная практика, и его природа – антропологическая, онтологическая, мистико-аскетическая, которая альтернативна политической природе и с нею несовместима. И отсюда вытекает простой вывод: исихазм не может быть политическим исихазмом. Мы не говорим этим, что политического исихазма не может существовать, но говорим, что в строгом смысле, такое название может носить лишь нечто, что является не исихазмом, а разве что политизацией исихазма, которая подменяет его истинную природу – политической природой.

Конечно, все это – лишь формальные уточнения дефиниций, и пока они могут казаться пустой схоластикой, спором о словах. Но, как дальше увидим, сближение исихазма с политикой может происходить двояким образом, так что возникают два разных рода явлений и, чтобы не утерять существенные различия между ними, наши уточнения оказываются необходимы. Таким образом, их применение к реальным явлениям истории исихазма приносит содержательные следствия.

Исихазм и политика в Византии

Прежде всего, в свете наших уточнений нужно взглянуть на те явления, которым автор термина и понятия, Гелиан Михайлович Прохоров, дал изначально название политический исихазм. Это – хрестоматийный пример Византии в середине XIV в., когда исихазм в период Исихастских споров и особенно после своей победы в них приобрел весомейшее влияние на все сферы жизни византийского социума, в том числе, и на сферу политики.

Что нам сейчас важно в этом примере? – Важно, что, оказывая влияние на политику, сам исихазм, в чем нетрудно убедиться, отнюдь не изменил своей мистической и онтологической природе. Он не переродился ни в политическое, ни в какое-либо иное явление. В исихастском сообществе не было никакого отхода от исихастской практики, она не отодвигалась в сторону, не вытеснялась политической активностью и подвиг восхождения к обожению оставался единственной целью и назначением жизни исихаста. Исихазм здесь не приобрел политической (или какой-либо иной) природы взамен своей собственной, и ввиду наших уточнений, мы должны заключить, что в этих византийских явлениях и процессах не возникало, строго говоря, какого-то нового политического исихазма, а проявлял себя лишь все тот же, всегда равный себе, единственный подлинный исихазм.

С другой стороны, однако, в этих явлениях, несомненно, происходило необычное, даже небывалое сближение исихазма, исихастского сообщества, и сферы политики. Если мы не интерпретируем это сближение как появление политического исихазма, то как его надо квалифицировать, в чем его существо? Ответ достаточно прост. Исихазм и политика – две глубоко различные, разноприродные сферы и чтобы они достигли сближения, одна из них или они обе должны измениться. Какая же из двух сфер тут менялась? Мы видим, что исихазм тут не изменял своей природы – и заключаем, что, стало быть, изменялась политика! Итак, в Византии XIV в. не исихазм становился политическим, а политика делалась исихастской, испытывающей влияние и воздействие исихастской традиции, исихастских начал. Достигая высокого подъема, исихазм сумел изменить, сделать в некой мере исихастской политику окружающего социума.

Подобные явления описываются в синергийной антропологии посредством таких понятий как примыкающая практика и примыкающий слой. Политический класс Византии прибегал к указаниям исихастов, к исихастскому наставничеству, в некой мере усваивал исихастские установки – и это означает на нашем языке, что политический класс включался в примыкающий слой исихастской традиции. Итак, не политизация исихазма, но исихастизация политики, исихастское претворение политической сферы – так мы прочитываем наследие Исихастского возрождения. Подобные же процессы происходили и в других сферах византийской жизни, прежде всего, в культуре. Культурный слой также делался примыкающим и влияния исихазма в искусстве были не менее значительны, чем в политике. Историки, искусствоведы сегодня изучают и очень подчеркивают их – однако не думают утверждать, что исихазм тут превращался в художественное явление и появился некий художественный исихазм.

Исихастизация Московской Руси

Аналогичный пример, хотя, по-видимому, и с меньшею степенью включения политического класса в примыкающий слой исихазма, можно видеть в Московской Руси в эпоху преподобных Сергия Радонежского и Андрея Рублева. Здесь так же, как и в византийском Исихастском возрождении, примыкающий слой небывало растет и ширится, затрагивая все слои общества, влияния исихазма проникают в русскую культуру, и все это – одна из главных причин, по которым о. Павел Флоренский утверждал, что эта эпоха – акмэ России. Но в то же время, сферы политики, власти, государственности в большой мере строятся под эгидой совсем других начал, далеко не исихастских, несущих в себе пренебрежение к личности исихастизация политики здесь выражена гораздо слабее, чем в Византии XIV в.

Подъем исихастской традиции в XIX веке

И эта же русская черта вновь проявляется в следующий период подъема исихастской традиции, в эпоху русского старчества XIX в. Благодаря этому новому явлению, примыкающий слой тогда снова необычайно вырос, снова ярко и сильно себя проявлял в культуре (достаточно назвать имя Достоевского) – и снова лишь слабо сказывался в политике, еще слабее чем в Московской Руси. В Имперской России отнюдь не складывалось исихастизации политики, и политический класс, класс государственный и начальственный, входил в примыкающий слой исихазма лишь минимально, в порядке редких исключений. Не стоит забывать об этой тенденции при оценке современных процессов.

Такова наша характеристика тех явлений, которые покрывались термином политический исихазм и которые мы находим более адекватным рассматривать как явления исихастизации политики. Термин же политический исихазм, по нашим уточнениям, должен скорее относиться к явлениям другого рода, в которых не политика подчиняется исихазму, но исихазм – политике. В таких случаях исихазм испытывает, если выразиться по Флоровскому, псевдоморфозу – извращение и подмену своей природы.

Самые читаемые:

Вихрь-атаман - Матвей Платов
Матвей Платов в...
6 - русских фактов - о принце Чарльзе
Мало кто знает,...
7 главных русских лабиринтов
Россия – это ла...
7 природных загадок Урала
Урал – природна...
7 русских матрешек
Матрешка в Росс...
7 самых влиятельных фаворитов русских императоров
Фаворитизм – не...
16 главных реликвий в истории России
Реликвия - особ...
25 неожиданных фактов о русском народе
Александр Сувор...
40 фактов о климате России, которые вы наверняка не знали
40 фактов о кли...
O кaкиx нapoдax чyкчи paccкaзывaют aнeкдoты
Ceйчac cлoжнo c...
В каких случаях русские кланялись и снимали шапки
Поклоны - приве...
Генетическая экспертиза русских
Откуда вышел че...
Главные загадки Куликовской битвы
Интернационализ...
Главные русские города, которые исчезли навсегда
История России ...
Деньги и другие вещи, которые русские не брали из рук в руки
Деньги и другие...
Для чего на иконы вешают украшения
Приходя в храм,...
Есть женщины в русских селениях
Есть одно устоя...
Император Павел I: каким он был на самом деле
Он вошел в исто...
Искусство без подвоха
В последнее вре...
Исцеление Тайдулы
Святитель Алекс...
Какой Романов женился на служанке
Эта история со ...
Кем был убийца Андрея Боголюбского
Вокруг жизни и ...
Кого назвали люди на Руси
Сегодня слово л...
Кто всегда начинал конфликты на Балканах
С вером у Бога ...
Кто она - Баба-Яга?
В дремучем лесу...
Кто подложил самую первую свинью в истории
Фразеологизм по...
Кто продвигал ересь жидовствующих на Русь
Ересь жидовству...
Мария Тарновская: самая опасная женщина Российской империи
Мария Тарновска...

О admin

x

Check Also

Максим Горький: каким был главный пролетарский писатель

Максим Горький: каким был главный пролетарский писатель Его звали Алексей Пешков, но в историю он вошёл под именем Максима Горького. Пролетарский писатель полжизни пробыл за границей, жил в особняках и стоял у истоков социалистического реализма.

Магия смеха

Смеющийся, радостный, улыбающийся значит живой, полный энергии, способный передать живительные силы окружающему миру. Издревле смех сопутствовал рождению, ритуальным смехом воскрешали, оплодотворяли, удобряли, вспахивали почву.

Магия русской избы

Как говорят этнографы, пространство можно считать освоенным в том случае, когда оно ассимилировано с символическим устройством, а не просто защищает от ветра, дождя и зверя.

Люди каких профессий считались – неприкасаемыми – на Руси

Люди каких профессий считались "неприкасаемыми" на Руси На протяжении многовековой истории по всему миру существовало социальное деление людей на группы в пределах одной страны.

Люди

По популярной ныне версии дураки и дороги - это две напасти России. Общественный транспорт дал им возможность встретиться. Но, несмотря на все нарекания и дискомфорт возникающие в ходе традиционный путешествий "работа-дом", троллейбусы, трамваи и метро сильно изменили и облегчили жизнть многих.

Любимые русские бренды у китайцев

С помощью наших коллег с портала http://discoverrussia.cn/, которые продвигают российский туризм в Китае, мы подготовили топ-10 русских брендов среди потенциальных туристов оттуда.

Львы Валаама

В христианской символике лев - зверь "двуполярный". На южном полюсе зла он воплощает собой грех гордыни. На северном полюсе Блага - ревнителя и защитника Веры.

Лучший православный календарь года на Рождественской ярмарке

Лучший православный календарь года на Рождественской ярмарке Лучший православный календарь на 2012 год по версии "Кириллицы" можно приобрести всего по себестоимости с 22 декабря в 69 павильоне Всероссийского выставочного центра, где открылась 49–я Всероссийская православная выставка–ярмарка Рождественский дар.

Лучшие традиционные фестивали

Эта весна и лето обещают быть богатыми на фестивали. Российскими и международными, местного и государственного масштаба, но главное - затрагивающими все стороны русского традиционного искусства.

Лучшие материалы прошедшей недели

Читайте, что пропустили. Русское народное искусство переживает сейчас очевидный подъем. Как использовать его энергии для будущего созидания и не оставить в пыли музеев и мозгах внутренних дауншифтеров.

Лучшие богатыри Русской земли

Имена первой тройки самых знаменитых древних витязей до сих пор у всех на слуху – Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич. Мы вспомнили, чем именно они заслужили свой статус, и какие ещё были русские главные русские богатыри Впервые русские былины были записаны известными учёными XIX века П. Н. Рыбниковым (четырехтомник с 200 былинными текстами) и А. Ф. Гильфердингом (318 былин). А до этого сказания передавались устно - от дедов к внукам, и, в зависимости от деда - с самыми разными дополнениями и деталями.

Лучшее с Урала

В царское время продукция с Урала являлась визитной карточкой российской обрабатывающей промышленности. Особенно высоко ценились изделия местных камнерезов, ювелиров и оружейников.

Лукоморье

Недалеко от европейской столицы России, Санкт-Петербурга, можно окунуться в самую настоящую сказочную страну - Лукоморье. Сказочная страна невелика, но столь разнообразна, что жить здесь можно хоть всю жизнь, а чудес всех не увидеть.

Лук для храма

Иметь свой собственный стиль и самовыражаться в одежде - совсем не означает быть одетым вызывающе. Современная мода предлагает много вариантов для православных девушек, и наш автор Ольга Авдеева из Свято-Тихоновского университета рассказывает, где она и ее подруги одеваются к летнему паломническому сезону.

Личные ступени лествичника

В 4-е воскресенье Великого Поста чтят память преподобного Иоанна Лествичника. Свое прозвание он получил за создание легендарной Лествицы - духовного руководства по восхождению от земли на Небо, из глубин греха до вершин любви Божией и соединения с Ним.

Лицом – красивые, телом – крепкие

Этнографы утверждают, что донские казачки славились самостоятельностью, независимостью, рукоделием и чистотой. Могли и погулять, если вдовушками становились. Казаки же в них души не чаяли.

Литовские кланы, которые переехали в Россию

Из Литвы в Россию. Десятки крупных и мелких, княжеских и дворянских родов, оставляя земли, бросая имущество, расставаясь с положением в обществе, бежали из-под власти польского короля кто в Новгород, а кто сразу в Москву.

Липоване: жители Староверской Венеции

Город Вилково, Одесская обл, называют Староверской Венецией. В середине XVIII века его основали русские староверы-липоване, которые и сегодня составляют 70 процентов городка в устье Дуная.

Ликбез – Кириллицы

Ликбез "Кириллицы". Зачем России срочно нужен современный флот. Океаны занимают ¾ поверхности планеты, обладают огромнейшими и почти не реализованными ресурсами. А ресурсов у человечества уже почти не осталось, поэтому человечество будет их делить в океанах.

Лжедмитрии и Лжепетры: каких царей самозванцев мы уже забыли

Лжедмитрии и Лжепетры: каких царей самозванцев мы уже забыли Четыре десятка Петров III, семь царевичей Алексеев Петровичей, пять Лжедмитриев, четверо Лжеивашек.

Леший: кто правит русскими лесами?

Леший – это дух-хозяин лесов у восточных славян. Собиратели фольклора обратили на него внимание довольно поздно: впервые предания и бывальщины о лешем записаны в XVIIIвеке, большая же часть сведений о нем зафиксирована в XIX столетии.

Лёхи, Сереги, Володи

Меня зовут Алексей. И по паспорту, и по Крещению. Однако окружающим в общении со мной нечасто используют эти три слога… Алексею не повезло, как, скажем, Ивану. В имени Иван – всего два слога и 4 буквы.

Лёха, Серёга, Колька: загадки русских уменьшительных имен

Лёха, Серёга, Колька: загадки русских уменьшительных имен У греческих имен непростая судьба на Руси. Да и у латинских тоже. И у еврейских. Благородные имена святых подвижников – Сергий, Александр, Владимир, Николай – в народной ономастике неизбежно мутируют в Серегу, Сашку, Вовку и Колю.

Лёха, Серёга, Вовка: тайна русских уменьшительных имен

Лёха, Серёга, Вовка: тайна русских уменьшительных имен У греческих имен непростая судьба на Руси. Да и у латинских тоже. И у еврейских. Благородные имена святых подвижников – Сергий, Александр, Владимир, Николай – в народной ономастике неизбежно мутируют в Серегу, Сашку, Вовку и Колю.