Не пропусти

Гостеприимство: отдать последнюю рубаху

Гостеприимство: отдать последнюю рубаху

Гость – он же пришелец, чужак, он же посланник Бога или сам Бог, принявший человеческое обличие. Никогда не угадаешь с чем пришел гость, кем он окажется: добрым другом, который принесет хозяевам счастье, удачу, долю, или же заклятым врагом.

Гостеприимство: отдать последнюю рубаху

Чем более непредсказуем, двойственен характер гостя, тем более однозначен, регламентирован обычай гостеприимства, который подчиняет себе пришедшего в дом, отведавшего хлеб-соль.

В поле враг, дома гость: садись под святые починай ендову

Заходите, гости дорогие! Милости просим!, – для наших прадедов и их прадедов оказание гостеприимства было не просто появлением образцового этикетного поведения, нет! Гостеприимство – ритуал, священнодействие, приобщение пришедшего к столу – красному углу, сакральному месту под образами, иконами – и к очагу, кем бы ни был твой гость. Для него и скатерть белая и яства всегда наготове – все лучшее, что есть в доме. Обильное угощение, длительное застолье, обмен дарами – неотъемлемые атрибуты гостеприимства, которое предстает как взаимовыгодный обмен. Хозяин дома, угощая, радушно встречая гостя, оказывал тем самым услугу не только принимающему эту милость, но и самому себе, рассчитывая на взаимное гостеприимство впоследствии. Так же как и одаривание было выгодно не только тому, кто принимал дар, но и тому, кто его преподносил, так как демонстрировало богатство и щедрость дарителя и ставило в зависимое положение принимающего милость, требовало от него ответного дара. Подарки любят отдарки. Дар дара ждет.

Гость в дом. А Бог в доме

В основе ритуала гостеприимства лежали мифологические представления о том, что Бог в человеческом обличие ходит по земле. Эти представления обуславливали поведение и гостя, и хозяина дома. Гостю должно было вести себя пассивно, неподвижно, согласно своему высокому статусу. Часто сакральность фигуры гостя подтверждалась его безымянностью: было не принято спрашивать незнакомого путника, кто он, куда направляется. Через определенное время пришелец сам назывался, а мог уйти, так и не представившись.

Хозяину полагалось стоять в присутствии гостя, потчевать его, подносить чарки с водкой. Если хозяин не стоял, то сидел во главе стола, под образами. Женщины подавали кушанья, но ели обычно после мужчин, от лучших кушаний им доставались обычно объедки, которыми они довольствовались, не вменяя себе в обиду. Если сегодня после еды мы обращаемся с благодарностью к хозяйке, то на Руси благодарили Бога. Если гость произносил слова благодарности хозяевам, то они переадресовывались божественному подателю пищи. Совместная трапеза – средоточие гостеприимства и одновременно обмен со всевышним. Сотрапезники возносили благодарность Господу, за предоставленную пищу, а хозяин дома, сидя во главе стола, подле икон, распоряжался застольем от имени Бога.

Кто не пьет лихо, тому нет места у русских

Пьянство – традиционная черта русского гостеприимства. При дворе московских государей старались напоить допьяна иноземных послов и преуспевали в этом. На Руси существовал обычай пить вкруговую, для чего имелись специальные большие серебряные сосуды, в 12в. их называли чарами, в 15-17вв. братинами. Поднимая сосуды перед питьем вверх, что принято нами делать и по сей день, сосуд обращали к небу, предлагали его вседержителю. Так же и обычай пить за здоровье, отмеченный еще в Повести временных лет, был питьем в честь божества, подобно тому, как шаман, жрец пил в честь божества и одновременно вместе с ним и будучи им.

Посредством еды и питья пришелец из чужого превращался в своего, поэтому неудивительно, что трапеза носила принудительный характер. Гость не мог отказаться от пищи, чтобы не обидеть хозяев. Порою застолье затягивалось, переходило в обжорство, было физически непосильным для гостя. В 16 в. посольские обеды в Москве длились по 5-6 часов, и в течение всего этого времени считалось непозволительным выходить из-за стола, а поскольку на протяжении всего этого времени непрерывно ели-пили, то немудрено представить бедственное положение гостя во время столь обильного угощения.

Пьянство и обжорство – остатки языческого культа – осуждались церковью и представлялись примерами бесовского, антихристианского поведения. Народной традицией обжорство объяснялось тем, что вместе с человеком могли есть нечистики, тогда человек съедал в три раза больше, чем ему было положено, но ел не он, а сидящий рядом, невидимый

домовой, леший и другая нечисть. Пьянство же было попыткой выхода за пределы повседневности, поиском иного, потустороннего состояния. Пьяный переносился в иной мир, потому и выглядел нелепо, что поступки его были вне законов этого мира, и легко попадал под влияние демонических сил.

Пьянство и обжорство – нарушение этикета, однако исторически обусловленное, восходящее к языческой, архаической норме. Человек, нарушающий этикет, сам того не подозревая, возвращается назад, в глубь времен, дремучий лес прошлого.

Самые читаемые:

5 зарубежных экранизаций русской классики
Экранизацию про...
5 известных паломников Сантьяго
Отправиться к г...
7 главных загадок Куликовского сражения
21 сентября 138...
7 детских игр, в которые играли на Руси
Детские шалости...
7 русских слов, о происхождении которых вы не догадывались
7 русских слов,...
8 фактов о святом апостоле Иакове и его гробнице в Испании
8 фактов о свят...
10 блюд русской кухни, которые удивляют иностранцев
10 блюд русской...
22 самых опасных революционера в истории России
В последнее сто...
Under the protection of saviors
On the eve of t...
Битва за престол между сыновьями Александра Невского
Битва за престо...
В чём главная разница между русскими и англичанами
В чём главная р...
В чем отличие народа от людей
Несмотря на то ...
Главные факты о - сказочном художнике - Иване Билибине
Главные факты о...
Город Муром: загадка возникновения называния
Сочетание согла...
Их боялись даже самураи
Забайкальские к...
Какое будущее ждёт Каталонию
Ситуация в испа...
Какой напиток заменял русским чай
Первое упоминан...
Какой народ считается самым воинственным на Северном Кавказе
Какой народ счи...
Какому народу нет равных в искусстве боя
Этот спустивший...
Кому мы обязаны приращением Сибири на самом деле
Россия будет пр...
Конец посада
Книга Рабочий. ...
Константин Аксаков: от западника к славянофилу
Его называли пе...
Крепкие орешки - Российской империи
В России в сере...
Кто предсказывал гибель династии Романовых?
За многовековую...
Кто такие байстрюки
К проблеме внеб...
Кто такие украинцы на самом деле
Различные вариа...
Куда исчезли хазары
О хазарах много...
Малая родина Сергея Радонежского
Обычно имя свят...

О admin

x

Check Also

Ликбез – Кириллицы

Ликбез "Кириллицы". Зачем России срочно нужен современный флот. Океаны занимают ¾ поверхности планеты, обладают огромнейшими и почти не реализованными ресурсами. А ресурсов у человечества уже почти не осталось, поэтому человечество будет их делить в океанах.

Лжедмитрии и Лжепетры: каких царей самозванцев мы уже забыли

Лжедмитрии и Лжепетры: каких царей самозванцев мы уже забыли Четыре десятка Петров III, семь царевичей Алексеев Петровичей, пять Лжедмитриев, четверо Лжеивашек.

Леший: кто правит русскими лесами?

Леший – это дух-хозяин лесов у восточных славян. Собиратели фольклора обратили на него внимание довольно поздно: впервые предания и бывальщины о лешем записаны в XVIIIвеке, большая же часть сведений о нем зафиксирована в XIX столетии.

Лёхи, Сереги, Володи

Меня зовут Алексей. И по паспорту, и по Крещению. Однако окружающим в общении со мной нечасто используют эти три слога… Алексею не повезло, как, скажем, Ивану. В имени Иван – всего два слога и 4 буквы.

Лёха, Серёга, Колька: загадки русских уменьшительных имен

Лёха, Серёга, Колька: загадки русских уменьшительных имен У греческих имен непростая судьба на Руси. Да и у латинских тоже. И у еврейских. Благородные имена святых подвижников – Сергий, Александр, Владимир, Николай – в народной ономастике неизбежно мутируют в Серегу, Сашку, Вовку и Колю.

Лёха, Серёга, Вовка: тайна русских уменьшительных имен

Лёха, Серёга, Вовка: тайна русских уменьшительных имен У греческих имен непростая судьба на Руси. Да и у латинских тоже. И у еврейских. Благородные имена святых подвижников – Сергий, Александр, Владимир, Николай – в народной ономастике неизбежно мутируют в Серегу, Сашку, Вовку и Колю.

Летопись: Моление Даниила Заточника

Слово Даниила Заточника, написанное им своему князю Ярославу Владимировичу. Вострубим, как в златокованные трубы, во все силы ума своего, и заиграем в серебряные органы гордости своею мудростью.

Летопись: Киево-Печерский патерик

"Жития и подвиги святых Киево-Печерской Лавры" О приходе мастеров церковных из Царьграда к Антонию и Феодосию. Слово 2 Греки же со страхом поклонились святым и сказали: Где то место? Покажите.

Летопись русского орнамента

Русский орнамент, подобно летописи, пронес дух времени сквозь века. Читая узоры XV века, мы открываем для себя мир определенного поколения, его переживания и воззрения.

Лентулов, Малевич, Верещагин, Коровин, Айвазовский

Особенно массовые торги ожидаются у Christies– там 387 лотов, включая столовое серебро, Фаберже, фарфоровые скульптуры и прочие дорогостоящие безделицы, зато на Sothebiersquos лоты, как всегда, отменно отобраны.

Ленин и Крупская: какой была их семейная жизнь?

Она была для Ленина больше, чем просто женой. Все последующие 15 лет, которые Надежда Константиновна прожила без мужа, она продолжала дело, которое объединило их в 1894 году.

Лед и сталь

В 1237 г. на Русь хлынули полчища Батыя. Горели Рязань, Москва, Владимир. И в это же время римский папа Григорий IX объявил крестовый поход против язычников и русских.

Легендарные колокола России

Благовест, трезвон, перезвон, перебор… Судьба России озвучена колокольным звоном. Эти колокола - полноправные субъекты нашей истории - как цари, полководцы, политики…. О судьбе вечевого колокола сложено много легенд.

Легенда Семлёвского озера

Почти два столетия неприметное озеро в Вяземском районе Смоленской области приковывает внимание историков, учёных и. кладоискателей. Здесь покоятся несметные сокровища, вывезенные Наполеоном из Москвы.

Легенда о Покровском соборе

Наши познания в истории, как правило, формируется профессиональными историками. К ним у нас максимум доверия, ведь они ученые люди, которые строго опираются на факты.

Левашник – наливашник

Слова левашники, леваши, хотя и мало знакомы современному человеку, все-таки имеют очень давнюю историю в русской кулинарии. И поразительным образом свидетельствуют о кулинарной общности древнего - мира.

Лев Толстой – главный атлет русской классики

Лев Толстой был преданным подвижником атлетизма. уделял большое значение силовым упражнениям. В его доме были кольца и трапеция, во дворе стоял турник. Писатель занимался с гирями до самой старости.

Лебединая песня Российской империи

Об уровне государственной культуры можно судить по тому, как отдыхает народ и власть имущие. Одно дело - устраивать вечеринки на заграничных курортах, совсем другое - не теряя тонкой связи с традицией, проводить исторические костюмированные балы.

Ладан: от чего он спасает?

Ладан – это ароматическая смола с ладанного дерева, которое растет на Ближнем Востоке – оно встречается на Аравийском полуострове, на Кипре, в Сирии, Палестине, в Восточной Африке.

Лавры, монастыри и храмы на Святой Руси

Любовь к русской старине – истории, фольклору, декоративно-прикладному искусству, иконописи и деревянному зодчеству, древней каллиграфии, орнаментике и книжной миниатюре – стала тем стержнем, на котором в дальнейшем строилась творческая судьба художника.

Кчон не мастырит, тот не бряет: самый тайный русский язык

Кчон не мастырит, тот не бряет: самый тайный русский язык Не было в русской истории более закрытого и более таинственного сообщества, чем офени. Даже о масонах, которые во все века окутывали себя ореолом тайны, известно гораздо больше.

Кухня какого народа России самая острая

Русская кухня исторически отличалась большим разнообразием, объединяя традиции разных народов. Практиковалось сочетание тяжёлых, сытных блюд со всевозможными фруктами, овощами и травами.

Кутузов: лучшие сражения

Будучи сыном генерал-поручика, Кутузов с ранних лет начал обучаться военному ремеслу. Однако настоящим боевым крещением для Михаила Илларионовича стали Русско-турецкие войны.

Культурная Олимпиада в Сочи

7 февраля стартуют зимние Олимпийские игры в Сочи. "Культурная Олимпиада" начинается уже сегодня. Кириллица решила выяснить, как же будет представлено в Сочи русское традиционное искусство? Основные мероприятия в городе-курорте будут проходить с 5 по 22 февраля.