Не пропусти

Главные трагедии в жизни Ивана Грозного

Главные трагедии в жизни Ивана Грозного

Правление Ивана IV — один из самых драматичных этапов русской истории. Но и в жизни самого Грозного было немало трагедий, которые, быть может, и наложили отпечаток на характер его личности и правления.

Иван рано остался сиротой. В 1533 году, когда ему было три года, умер его отец Великий князь Московский Василий III. Мальчик наследовал трон отца, но, разумеется, не правил. Страной управляли опекуны — родственники отца и матери Ивана, Великой княгини Елены Глинской. А боярские кланы сражались за власть в стране и за влияние на маленького княжича. Одним из последствий этой борьбы стала смерть матери восьмилетнего Ивана, которую, скорее всего, отравили. Современные историки считают эту гипотезу вполне вероятной.

В 1547 году в Москве вспыхнул бунт. Причиной его стали все те же боярские войны. Противники Глинских подбили своих слуг и челядинцев, а также разных людишек московских на выступление против царской семьи. Был убит один из родственников царя из рода Глинских. Бунтовщики нагрянули в село Воробьево, где тогда находился Иван, и стали рваться в его покои, требуя выдачи всех Глинских. Толпу удалось усмирить с огромным трудом. Иван Грозный впоследствии не раз вспоминал то чувство ужаса, которое он пережил тогда при виде разъярённых вооруженных людей.

Венчавшись на царство в 1547 году, молодой царь пожелал жениться. По византийскому обычаю он устроил смотр невест, на который привезли девушек со всех городов России. Победила в этом конкурсе красоты не слишком родовитая Анастасия Захарьина-Юрьева. Она была хороша собой, имела кроткий и добрый нрав. Её род впоследствии получил фамилию Романовых. Царь женился на Анастасии, несмотря на то, что представители старинного боярства были категорически против такого выбора и сочли себя оскорбленными.

С Анастасией Иван прожил 13 лет в счастливом супружестве. Она родила ему шестерых детей, из которых выжили только Иван и Федор, остальные умерли в младенчестве.

В 1559 году царица заболела и вскоре умерла. Иван Васильевич был уверен, что его любимую жену отравили. Ряд современных историков придерживаются того же мнения. Исследование останков царицы, в частности, ее волос, показало невероятное количество ртути в тканях тела, что могло быть только результатом отравления. Смерть Анастасии стала причиной психологического кризиса Ивана Васильевича. С этого дня стали проявляться худшие черты его натуры: подозрительность, мстительность, жестокость и склонность к блуду.

В годы супружества с Анастасией Ивана Васильевича постигла большая утрата – умер его первенец, царевич Дмитрий, которому не исполнилось и года. Родился царевич в 1552 году, во время победоносного возвращения Ивана Васильевича из похода на Казань. Гонец с радостным известием встретил государя во Владимире. Ликованию царя не было границ. Первенца нарекли Дмитрием. Таким образом, он стал полным тезкой своего предка Дмитрия Ивановича Донского, победителя татар.

Вскоре после возвращения в Москву царь заболел лихорадкой, и так тяжело, что потребовал от бояр принести присягу его сыну. Нежелание части бояр видеть царя в пеленцах вызвало очередные склоки и обострение положения дел при дворе. Когда государь выздоровел и узнал о том, что творилось, пока он был при смерти, он пришел в сильное расстройство и пожелал на какое-то время удалиться от суеты, отправившись с семьей на богомолье. Это путешествие стало роковым для младенца Дмитрия. Царь с Анастасией, которая еще не оправилась от родов, и с приближенными боярами, двинулся на север, к Кирилло-Белозерскому монастырю, посетил по пути, в частности, Николо-Пешношский и Троицкий Макарьев Калязинский монастыри, побывал в Угличе. Несчастный случай, погубивший царевича, произошел уже на обратном пути богомольцев в Москву. Когда нянька с младенцем на руках и поддерживающие ее с двух сторон родственники царицы высаживались со струга на берег, мостки под ними обрушились, и все рухнули в воду. Взрослые не пострадали, а вот ребенок захлебнулся. Впрочем, как это часто бывает, источники описывают гибель царевича по-разному. Согласно другой версии, Дмитрий простудился, попав в холодную воду, и умер в дороге. В переписке князя Курбского с Грозным переиначивается ход событий этой трагедии, Курбский упоминает, что она произошла на пути в Кирилло-Белозерский монастырь. И, наконец, есть совсем уж неправдоподобная история от голландского купца Исаака Массы, который поведал, что ребенок выскользнул из рук и камнем ушел под воду, когда царица передавала его царю из одной лодки в другую. И, дескать, тело так и не нашли.

Иван Иванович — второй сын Ивана Васильевича родился в 1554 году. С отроческих лет он сопровождал отца в походах, присутствовал на государственных приемах и даже на казнях. Что он был за человек, сказать сложно, поскольку, властный отец, вероятней всего, подавлял его своим авторитетом. Видимо, Иван был талантливым юношей. Сохранились житие Антония Сийского, а также служба и похвальное слово святому, сочиненные царевичем. Он же написал музыку к службе. Иван был женат три раза. Двух первых его жен из-за их бесплодия по приказу царя отправили в монастырь, несмотря на возражения Ивана. Третья супруга царевича стала, по всей вероятности, причиной его гибели. Папский легат Антонио Поссевино передавал в своем письме в Рим такой рассказ. Супруга царевича Елена Шереметьева, будучи беременной, лежала в своих покоях, одетая лишь в нижнее платье. Внезапно вошел государь. Увидев невестку в неподобающем виде, он принялся ее бить. Вбежал царевич и стал заступаться за жену, а царь Иван в ответ ударил его посохом по голове. В результате невестка на следующий день выкинула мертвого ребенка, а Иван Иванович, проболев несколько дней, скончался. Большинство историков считают, что это вполне вероятная версия гибели старшего сына царя. Но даже если дело было совсем иначе, и царевич умер от болезни, а не от руки отца, его ранняя смерть стала одной из главных трагедий жизни Ивана Грозного.

В 1571 году крымский хан Девлет I Гирей пошел на Москву. Он сумел обмануть русскую разведку, перейдя Оку не у Серпухова, где его ожидало царское войско, а под Кромами. Иван Васильевич в ужасе бежал из Москвы. Хан Гирей сжег столицу и её предместья и отошел, опасаясь приближения русской армии. Он направил к царю своих послов с требованием отдать ему Казань и Астрахань. Царь же, потрясенный своим поражением и бесславным бегством, вышел к послам в сермяге и сказал: Видишь-де меня, в чем я? Так-де меня царь (хан) зделал! Все-де мое царство выпленил и казну пожег, дати-де мне нечево царю. Впрочем, уже через год войско Гирея было разбито в сражении при Молодях.

Историки до сих пор спорят, что подвигло Ивана Грозного ввести опричнину. Одни утверждают, что это было сделано в противовес боярам, стремящимся утвердить свою власть, другие полагают, что причиной был исключительно нрав царя — подозрительный и жестокий, а третьи и вовсе усматривают в опричнине некую модель конца света, который в тот период был ожидаем. Вроде бы царь, вняв пророчествам о скорой гибели мира, решил, не дожидаясь Страшного суда, устроить своим подданным ад на земле. Кто из историков прав, мы, наверное, никогда не узнаем. Ясно одно: конец опричнины, который наступил в 1572 году, ознаменовал собой очередную большую неудачу и разочарование в жизни Ивана Грозного. Во время нашествия Девлет Гирея опричнина показала свою полную неэффективность, многие из приближенных к царю опричников попросту уклонились от участия в боевых действиях. Царь увидел себя всеми покинутым и ненавидимым. Опричнина была упразднена, а само слово опричнина был запрещено.

Беспощадность и излишняя суровость Ивана Грозного причудливо сочетались с его набожностью и искренним религиозным чувством. Будучи уверенным в том, что за каждую смерть ему придется ответить перед Богом, царь был подвержен приступам раскаяния. Он молился иногда ночи напролет, каялся на исповеди, бил в колокола. В день кончины он принял монашеский постриг с именем Иона. Возможно, эта невероятная раздвоенность его души, в которой соединились жестокость и искренняя набожность, и была самой главной трагедией ИванаIV.

Самые читаемые:

Великое княжество Литовское: другая Русская земля
Литовское княже...
Земля и воля: самые опасные террористы царской России
Земля и воля: с...
Пошли мужа доброго: каким святым молятся, чтобы выйти замуж
Пошли мужа добр...
Я русский, я русый, я рыжий -
Во все времена ...
7 главных атрибутов помора
Поморы на протя...
7 главных загадок Куликовского сражения
21 сентября 138...
7 настоящих русских каш
Многие старинны...
7 самых загадочных картин русских художников
Существует суев...
7 самых колоритных законов Руси
В январе 1867 г...
20 Великих русских философов
Русская философ...
Mystery Impossible
Мы любим все ан...
Был ли первый казак евреем
На первый взгля...
Была ли Россия английской колонией в XVII веке?
В 1914 году сан...
Была ли Россия в XVII веке английской колонией?
В 1914 году сан...
В каких германских народах больше всего течет славянской крови?
В каких германс...
В каких отраслях Россия занимает первое место
Несмотря на гео...
Василий Шуйский: трагичная судьба последнего Рюриковича
Василий Шуйский...
Гид по - Русскому костюму
Русский традици...
Загадки русских колыбельных
Многие молодые ...
Какое влияние шотландцы оказали на историю России?
Шотландцы в рус...
Какое здание в Москве считалось самым мистическим
Наверное, в каж...
Карикатура, которую мы потеряли
На этой неделе ...
Кто был прототипом профессора Преображенского из - Собачьего сердца
Кто был прототи...
Кто сегодня юридически может претендовать на российский трон
Кто сегодня юри...
Можно ли женщину называть бабой
Слово баба имее...
Народные суеверия, которые работают до сих пор
Постучи по дере...
Народы, которые могли быть предками русских
Русские — один ...
Ночь музеев 2014: расписание Кириллицы
17 мая 2014 год...

О admin

x

Check Also

О чем может рассказать Парижская Псалтырь

Одна из прекраснейших византийских рукописей настолько напоминает позднеантичное искусство, что долгое время ее относили к очень раннему времени. На самом деле знаменитую Парижскую Псалтырь создали в Средние века - в середине X века.

О чем Иван Грозный договорился с англичанами?

В 1553 году состоялось близкое знакомство Англии и России, которое открыло колоссальные перспективы взаимовыгодного сотрудничества. Тогда казалось, ничто не может помешать вечной дружбе и любви двух стран.

О чем договорились Павел I и Наполеон

Индостан наш! и русский солдат, моющий свои сапоги в Индийском океане - это могло стать реальностью в далёком 1801 году, когда Павел I совместно с Наполеоном предпринял попытку покорения Индии.

О чем говорят фамилии на – ский

В России встречается немало фамилий, которые заканчиваются на -ский или -цкий. Любопытно, а о чем они говорят? Оказывается, существует несколько версий происхождения подобных фамилий.

О чём говорили платки русских женщин

Платки не выходят из моды, просто иногда оказываются на ее пике. На Руси покрытая голова была очень важна для женщины, поэтому ношение платка связано с целой традицией.

О центре периферии

В свое время замечательный русский библеист Сергей Аверинцев сказал: Бог так устроил мир, что центр его везде, а периферия — нигде. Однако каждый раз, когда видишь новостройки, начинаешь сомневаться в истинности этого тезиса.

О труде

Как приятно и скоро проходят дни, когда знаешь, что время, данное тебе Богом, употребляется не на суетные и пустые занятия роскоши, но на труд полезный, предписываемый Богом и добродетелью! Как отрадно бывает тогда, когда видишь завершенным.

О толерантности, или безбожник у станка

Я не знаю, что такое толерантность. Точнее – плохо понимаю значение этого странного слова. Хотя фонетика подкупает. Напоминает процесс дегустации вина профессиональным сомелье.

О скрытом истинном царе

Имя социолога и историка Мануэля Саркисянца едва ли что-то скажет русскому читателю. В1955 году в самом начале холодной войны Саркисян написал удивительный труд Россия и мессианизм Востока.

О Светописанном образе Божией Матери

В Афонском Пантелеимоновом монастыре недавно была написана икона Светописанный образ, ей составлена служба и совершается всенощное бдение. За последнее время появились, особенно в интернете, публикации об этой иконе и о событии 1903 года, с которым связано ее написание.

О русском понимании моды

В конце XVI века итальянский дипломат Антонио Поссевино, знаток моды, сокрушался: Московиты очень бранят короткую итальянскую, французскую, испанскую и германскую одежду, потому что она оставляет открытыми те части тела, которые следует скрывать более всего.

О русском национальном стыде

Мы, русские, - уникальны. Сложно найти народ в цивилизованном (да и менее цивилизованном) мире, который бы стыдился своего национального происхождения. Отчего у нас все лгут, все до единого? Я убежден, что тотчас же остановят меня и закричат: Э, вздор, совсем не все! У вас темы нет, вот вы и выдумываете, чтоб начать по эффектнее.

О русском крестьянине

Писатель маркиз Астольф Де Кюстин – не самый любимый в России. В 1839 году, по приглашению Николая I, он посетил Российскую Империю, а затем издал свои дорожные записки во Франции, где нелицеприятно описал нравы русского общества.

О Пасхе и Великом Посте

Великий Пост и Пасха - таинство и главный христианский праздник. Конечно, мимо них не могли пройти русские писатели. Правда, вспомнить имена и произведения удается далеко не каждому.

О мытарях и фарисеях

На этой неделе мы вспоминаем притчу о мытаре и фарисее, обличающую гордыню и лицемерие и показывающую нам пример искренней покаянной молитвы, которая дарует милосердие Божие грешникам.

О ком Русь плакала?

На Руси их сравнивали с жемчугом, ацтеки находили, что они похожи на камешки бирюзы, а в старинных литовских песнях их называли янтарной россыпью, в толковых словарях их определяют как жидкость, вырабатываемая слёзной железой глазами млекопитающих.

О ком плакала Русь

На Руси их сравнивали с жемчугом, ацтеки находили, что они похожи на камешки бирюзы, а в старинных литовских песнях их называли янтарной россыпью, в толковых словарях их определяют как жидкость, вырабатываемая слёзной железой глазами млекопитающих.

О каких сделках Россия пожалела

Международные торговые соглашения не всегда бывают удачными на протяжении всей истории человечества. И России есть, о чем сожалеть. Еще в XVIII веке Аляска безраздельно принадлежала Российской империи.

О каких приметах русские забыли

Почти каждый русский может сходу выдать с десяток примет. А вот какие почти никто наверняка не назовет? Двое не должны смотреться в зеркало – иначе они влюбятся в одного и того же человека, и их сердца разобьются Если кто-то идет за человеком по его следам, вся энергия этого человека перейдет к преследователю Если вы любите тайно есть, ваш ребенок вырастет преступником Большинство примет основаны на различных запретах – причем если некоторым из них можно легко найти логическое обоснование, то причины возникновения других уже почти невозможно узнать.

О каких европейских грехах не знали на Руси

Европа и Русь пошли разными историческими путями, и традиции у них сложились разные. Вполне логично предположить, что некоторые негативные явления (попросту говоря, грехи), нашедшие распространение в европейских странах, не дошли до русских земель.

О каких ангелах мы не знаем

Слово ангел из библейского лексикона прочно вошло в нашу обыденную жизнь и далеко не всегда имеет сакральный смысл: часто мы так называем человека, обладающего какими-то прекрасными душевными качествами или просто – очень приятной внешностью.

О евангелисте Луке и его творчестве

Покровитель врачей и иконописцев, написавший евангелие с упором на просвещение язычников, он символизируется крылатым тельцом. В Библии ничего не сказано о происхождении Луки.

О духовидении

"Мы знаем, что ничего не знаем. Мы видим, что ничего не видим". Повторяйте эти слова, когда сталкиваетесь с "реальной" Россией - грязной, увеченной, бесконечно дискомфортной.

О духе разрушения

Сегодня многие проводят паралелли нышенних событий в России с февралем 1917 года. Но можно заглянуть еще раньше, на тройку лет, чтобы понять первопричины. Вот, как Алексей Толстой описывал атмосферу Петербурга 1914 года в романе "Хождение по мукам" То было время, когда любовь, чувства добрые и здоровые считались пошлостью и пережитком никто не любил, но все жаждали и, как отравленные, припадали ко всему острому, раздирающему внутренности.