Не пропусти

Главные тайны Серафима Саровского

Главные тайны Серафима Саровского

30 июля 1754 года родился Прохор Исидорович Мошнин, которого мы знаем как Серафима Саровского. Один из самых почитаемых русских святых, его жизнь, служение и почитание хранят немало загадок: от отношения старца к старообрядчеству до трудностей канонизации.

Впервые документально подтвержденная идея официальной канонизации преподобного Серафима Саровского содержится в письме Гавриила Виноградова к обер-прокурору Святейшего Синода Константину Победоносцеву. В этом документе от 27 января 1883 года содержится призыв ознаменовать начало царствования Александра III открытием мощей благочестивого Серафима Саровского. И только через 20 лет, в январе 1903 года, благоговейный старец был канонизирован. Подобная нерешительность Синода некоторыми источниками объясняется симпатиями преподобного к старообрядцам, о чем не могли не знать.

Однако все представляется намного сложнее: церковная власть зависела в той или иной степени от власти государственной в лице императора и его представителя обер-прокурора. И хотя последний никогда не был членом Синода, но контролировал и влиял на его деятельность. Церковная власть решила занять выжидательную позицию, тянуть время: из 94 документально подтвержденных чудес Саровского старца, подготовленных к его канонизации, была признана малая доля. Отделить действительный подвиг от плода самонадеянности, стиль рассказчика от действительного факта жизни преподобного, действительно, непросто. Синод не нашел решимости прославить угодника Божия, ожидая отмашки императора или промысла Божьего, которые в идеале должны были совпасть.

Версия о симпатиях преподобного Серафима Саровского к старообрядцам муссируется с начала прошлого века по настоящий день. О фальсификации общепринятого образа святого как сторонника официальной церкви сообщалось, например, в бумагах Мотовилова, которые были представлены на Кочующем Соборе 1928 года. Был ли проведен такой Собор в действительности – неизвестно. О его проведении заявил человек с сомнительной репутацией – Амвросий (Сиверс), хотя ряд исследователей (Б.Кутузов, И.Яблоков) признали подлинность Кочующего Собора. В бумагах сообщалось, что Прохор Мошнин (Машнин) – имя, которое носил преподобный в миру, – происходил из семьи крипто-старообрядцев – тех, кто последовал за Никоном только формально, в обиходе же продолжал жить и молиться по старорусскому, почти тысячелетнему чину. Якобы, потому становились понятны и внешние атрибуты в облике Саровского, которыми позднее будут козырять сторонники его старообрядчества: медный литой староверский крест и лестовка (особый вид четок). Связали с дониконовским православием и строгий аскетический облик старца. Однако, хорошо известен разговор Святого отца со старообрядцами, где он просит их оставить бредни.

Общеизвестно, что ключевую роль в канонизации Серафима Саровского сыграл последний русский император – Николай II, который лично надавил на Победоносцева. Возможно, не последняя роль в решительных действиях Николая II принадлежит его супруге, Александре Федоровне, которая, как известно, молила у Саровского дать России после четырех Великих Княжон наследника. После рождения цесаревича Их Величества укрепились в вере в святость старца, а в кабинете императора даже был размещен большой портрет с образом святого Серафима. Были ли в действиях Николая II сокрыты личные мотивы, насколько сильно он был увлечен общей любовью царской семьи к почитанию чудотворцев, стремился ли преодолеть разъединявшее его с народом средостение – неизвестно. Как неясно и то, насколько значимым оказалось влияние настоятеля Спасо-Евфимиевского монастыря архимандрита Серафима (Чичагова), который подал императору мысль о сем предмете и преподнес Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. Впрочем, известно, что в императорской семье Саровского старца почитали давно: по легенде его инкогнито посещал Александр I, а 7-летняя дочь Александра II излечилась от тяжелой болезни при помощи мантии святого Серафима.

Во время Саровских торжеств по случаю открытия мощей старца Николай II получил так называемое письмо из прошлого. Послание было написано преподобным Серафимом и адресовано четвертому государю, который прибудет в Саров особо обо мне молиться. О чем прочел Николай в письме неизвестно – ни оригинала, ни копий не сохранилось. По рассказам дочери Серафима Чичагова, принявший запечатанное мягким хлебом послание Государь положил его в нагрудный карман с обещанием прочесть позже. Когда же Николай прочел послание, горько заплакал и был безутешен. Предположительно в письме содержалось предостережение о грядущих кровавых событиях и наставления в укреплении веры, дабы в трудные минуты тяжких испытаний Государь не пал духом и донес свой тяжелый мученический крест до конца.

Довольно часто Саровского изображают молящимся на камне. Известно, что преподобный возносил молитву тысячу ночей на камне в лесу и тысячу дней на камне в своей келье. Молитвенный подвиг Серафима Саровского на камне не был документально подтвержден игуменом Саровской обители Нифонтом. Это может быть связано с тем, что в православной традиции коленопреклонение, скорее, исключение, чем правило (на колени опускаются во время перенесения святынь, во время коленопреклоненной молитвы в День Святой Троицы, во время призывов священников Преклоньше колена, помолимся). Моление на коленях традиционно считается обычаем Католической Церкви и полностью исключается, кстати, у старообрядцев.

Существует версия, что подвиг Саровского хотели использовать обновленцы, пытающиеся обрести в лице братьев-католиков союзников в деле реформирования устаревшего православия. Сам же Саровский говорил, что не ведает, будут ли спасены католики, только самому ему без Православия не спастись. По преданию, о своем деянии преподобный сообщил в назидание только немногим в конце своей жизни, а когда кто-то из слушателей засомневался в возможности столь длительной молитвы, да еще и на камне, старец вспомнил о Святом Симеоне Столпнике, который провел на столпе в молитве 30 лет. Но: Симеон Столпник стоял, а не был коленопреклонен. Сюжет моление на камне также отсылает к молению о чаше, которое Иисус совершал в ночь своего ареста, стоя на камне.

Свидетельств общения Святого старца с медведем существует несколько. Саровский инок Петр рассказал, что батюшка кормил медведя сухариками, а начальница Лысковской общины Александра – о просьбах к медведю не пугать сирот и принести для гостей меда. Но самым ярким рассказом является история Матроны Плещеевой, которая, несмотря на то, что без чувств упала, с документальной точностью пересказывает происходящее. Уж не обычное ли тут русское лукавство, желание приобщиться к славе Серафима? В этом есть доля здравого смысла, ведь перед кончиной Матрона признается, что данный эпизод был придуман неким Иоасафом. С его научения Матрона пообещала озвучить историю в момент пребывания в обители членов царской семьи. Споры рождает и созданная еще при жизни Серафима Саровского канавка Царицы Небесной, по которой сегодня проходят верующие с молитвой Богородице, а в конце пути получают сухарики, освященные в чугунке батюшки, точно такие же, какими угощал своих гостей чудотворец. Имел ли Старец право придумывать подобные таинства? Известно, что первоначально обустройство канавки носило практическое значение – внушительных размеров ров защищал монахинь от недобрых людей, Антихриста. Со временем и канавка, и серафимовские сухарики, и захваченная с собой землица, и даже постукивания по больным местам тем самым топориком приобрели для паломников огромное значение. Подчас даже большее, чем традиционная церковная служба и таинства.

Известно, что 17 декабря 1920 года мощи святого, хранившиеся в Дивеевском монастыре, были вскрыты. В1926 году, в связи с решением ликвидировать монастырь, встал вопрос о том, что делать с мощами: передать в Пензенский союз безбожников или, в случае беспорядков на религиозной почве, – группе обновленцев в Пензе. Когда в 1927 году было принято окончательное решение о ликвидации обители, большевики решили не рисковать и озвучили постановление о перевозе мощей Серафима Саровского и прочих реликвий в Москву для помещения в музей. 5 апреля 1927 года было осуществлено вскрытие и изъятие мощей. Облаченные в мантию и одежды мощи упаковали в синий ящик и, по заверениям очевидцев, разделившись на две партии, сели на несколько саней и поехали в разные стороны, желая скрыть, куда везут мощи. Предполагается, что мощи проделали путь из Сарова в Арзамас, оттуда – в Донской монастырь. Правда, говорили, что до Москвы мощи не довезли (если вообще их везли туда). Есть свидетельство, что святые мощи были выставлены для всеобщего обозрения в Страстном монастыре, пока тот в 1934 году не был взорван.

В конце 1990 года в запасниках Музея истории религии и атеизма Ленинграда были обнаружены мощи преподобного. Одновременно с новостью появились и сомнения: подлинные ли мощи? В памяти народной еще жива была память о саровских монахах, подменивших мощи в 1920 году. Для развенчания мифов была созвана специальная комиссия, которая подтвердила факт подлинности мощей. 1 августа 1991 года святые мощи преподобного Серафима Саровского были возвращены в Дивеевский монастырь.

Самые читаемые:

Кто стоял за Соляными бунтами
В июне 1648 год...
7 главных фактов о Соловецком восстании
22 июня 1668 го...
7 деталей биографии Бориса Годунова, которые не проходят в школе
7 деталей биогр...
7 знаменитых русских влюбленных пар
Как уверял один...
7 кавалеров ордена Святого Георгия Российской Империи
7 кавалеров орд...
7 самых необычных женских профессий на Руси
Русская женщина...
7 фактов о русской люльке
Колыбель русско...
Александра Федоровна: какой была последняя императрица
Александра Федо...
Борис Кустодиев
Каждый живет в ...
Вещи Тишайшего
Русский царь – ...
Внешний долг: кто занял деньги первым из русских правителей
Внешний долг: к...
Главные тайны немецких ворот в Великом Новгороде
Как только не н...
Город Кимры
Город Кимры в Т...
Даниил Московский
17 марта Правос...
Десять негритят
Ирина Трубецкая...
Есть ли дворянские фамилии
Про некоторые ф...
Женщина в порядке
В допетровской ...
Из-за чего Ломоносов сбежал из Германии
Не найдя подход...
История русской эпиграммы
Острое словцо н...
Какая жизнь была в разных республиках СССР
Вероятно, многи...
Каким был главный противник патриарха Никона
В нижнем течени...
Какой иностранец занимался фармацевтикой на Руси
Артемий Иванови...
Кого можно назвать славянином
Современные сла...
Кого назвали люди на Руси
Сегодня слово л...
Кто был спонсором восстания Пугачева
Осенью 1773 год...
Кто убил сына Ивана Грозного
О том, что царь...
Лед и сталь
В 1237 г. на Ру...
Любимые русские бренды у китайцев
С помощью наших...

О admin

x

Check Also

Маленький принц

Пётр II, родившийся 12 октября 1715 г., не был плодом счастливой любви своих родителей – царевича Алексея Петровича и немецкой принцессы Софии-Шарлотты Брауншвейг-Вольфенбюттельской.

Малая родина Сергея Радонежского

Обычно имя святого Сергия связывается прежде всего с Радонежем, но детство отрок Варфоломей провел в другом месте – имении своего отца в селе Варницы, на берегу реки Ишни.

Максим Дмитриев: светописец русских типов

Благодаря мастеру Дмитриеву наш современник может увидеть, как на самом деле страдала деревня в неурожайные годы, как выглядели типы и быт разных народов, субэтносов и даже социальных слоев России, что мы потеряли из поволжской архитектуры, и многое другое.

Максим Горький: каким был главный пролетарский писатель

Максим Горький: каким был главный пролетарский писатель Его звали Алексей Пешков, но в историю он вошёл под именем Максима Горького. Пролетарский писатель полжизни пробыл за границей, жил в особняках и стоял у истоков социалистического реализма.

Магия смеха

Смеющийся, радостный, улыбающийся значит живой, полный энергии, способный передать живительные силы окружающему миру. Издревле смех сопутствовал рождению, ритуальным смехом воскрешали, оплодотворяли, удобряли, вспахивали почву.

Магия русской избы

Как говорят этнографы, пространство можно считать освоенным в том случае, когда оно ассимилировано с символическим устройством, а не просто защищает от ветра, дождя и зверя.

Люди каких профессий считались – неприкасаемыми – на Руси

Люди каких профессий считались "неприкасаемыми" на Руси На протяжении многовековой истории по всему миру существовало социальное деление людей на группы в пределах одной страны.

Люди

По популярной ныне версии дураки и дороги - это две напасти России. Общественный транспорт дал им возможность встретиться. Но, несмотря на все нарекания и дискомфорт возникающие в ходе традиционный путешествий "работа-дом", троллейбусы, трамваи и метро сильно изменили и облегчили жизнть многих.

Любимые русские бренды у китайцев

С помощью наших коллег с портала http://discoverrussia.cn/, которые продвигают российский туризм в Китае, мы подготовили топ-10 русских брендов среди потенциальных туристов оттуда.

Львы Валаама

В христианской символике лев - зверь "двуполярный". На южном полюсе зла он воплощает собой грех гордыни. На северном полюсе Блага - ревнителя и защитника Веры.

Лучший православный календарь года на Рождественской ярмарке

Лучший православный календарь года на Рождественской ярмарке Лучший православный календарь на 2012 год по версии "Кириллицы" можно приобрести всего по себестоимости с 22 декабря в 69 павильоне Всероссийского выставочного центра, где открылась 49–я Всероссийская православная выставка–ярмарка Рождественский дар.

Лучшие традиционные фестивали

Эта весна и лето обещают быть богатыми на фестивали. Российскими и международными, местного и государственного масштаба, но главное - затрагивающими все стороны русского традиционного искусства.

Лучшие материалы прошедшей недели

Читайте, что пропустили. Русское народное искусство переживает сейчас очевидный подъем. Как использовать его энергии для будущего созидания и не оставить в пыли музеев и мозгах внутренних дауншифтеров.

Лучшие богатыри Русской земли

Имена первой тройки самых знаменитых древних витязей до сих пор у всех на слуху – Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич. Мы вспомнили, чем именно они заслужили свой статус, и какие ещё были русские главные русские богатыри Впервые русские былины были записаны известными учёными XIX века П. Н. Рыбниковым (четырехтомник с 200 былинными текстами) и А. Ф. Гильфердингом (318 былин). А до этого сказания передавались устно - от дедов к внукам, и, в зависимости от деда - с самыми разными дополнениями и деталями.

Лучшее с Урала

В царское время продукция с Урала являлась визитной карточкой российской обрабатывающей промышленности. Особенно высоко ценились изделия местных камнерезов, ювелиров и оружейников.

Лукоморье

Недалеко от европейской столицы России, Санкт-Петербурга, можно окунуться в самую настоящую сказочную страну - Лукоморье. Сказочная страна невелика, но столь разнообразна, что жить здесь можно хоть всю жизнь, а чудес всех не увидеть.

Лук для храма

Иметь свой собственный стиль и самовыражаться в одежде - совсем не означает быть одетым вызывающе. Современная мода предлагает много вариантов для православных девушек, и наш автор Ольга Авдеева из Свято-Тихоновского университета рассказывает, где она и ее подруги одеваются к летнему паломническому сезону.

Личные ступени лествичника

В 4-е воскресенье Великого Поста чтят память преподобного Иоанна Лествичника. Свое прозвание он получил за создание легендарной Лествицы - духовного руководства по восхождению от земли на Небо, из глубин греха до вершин любви Божией и соединения с Ним.

Лицом – красивые, телом – крепкие

Этнографы утверждают, что донские казачки славились самостоятельностью, независимостью, рукоделием и чистотой. Могли и погулять, если вдовушками становились. Казаки же в них души не чаяли.

Литовские кланы, которые переехали в Россию

Из Литвы в Россию. Десятки крупных и мелких, княжеских и дворянских родов, оставляя земли, бросая имущество, расставаясь с положением в обществе, бежали из-под власти польского короля кто в Новгород, а кто сразу в Москву.

Липоване: жители Староверской Венеции

Город Вилково, Одесская обл, называют Староверской Венецией. В середине XVIII века его основали русские староверы-липоване, которые и сегодня составляют 70 процентов городка в устье Дуная.

Ликбез – Кириллицы

Ликбез "Кириллицы". Зачем России срочно нужен современный флот. Океаны занимают ¾ поверхности планеты, обладают огромнейшими и почти не реализованными ресурсами. А ресурсов у человечества уже почти не осталось, поэтому человечество будет их делить в океанах.

Лжедмитрии и Лжепетры: каких царей самозванцев мы уже забыли

Лжедмитрии и Лжепетры: каких царей самозванцев мы уже забыли Четыре десятка Петров III, семь царевичей Алексеев Петровичей, пять Лжедмитриев, четверо Лжеивашек.

Леший: кто правит русскими лесами?

Леший – это дух-хозяин лесов у восточных славян. Собиратели фольклора обратили на него внимание довольно поздно: впервые предания и бывальщины о лешем записаны в XVIIIвеке, большая же часть сведений о нем зафиксирована в XIX столетии.