Не пропусти

7 великих русских – сумасшедших

7 великих русских - сумасшедших

Гений и сумасшествие – близнецы-братья. Исторические примеры прекрасно иллюстрируют подобное утверждение.

Каждый, кто видит врубелевского Демона, не может оставаться равнодушным: могучее тело с заломленными руками, трогательное и прекрасное лицо с глазами, наполненными чудовищной тоской. Несмотря на то, что это полотно было написано задолго до трагических событий в жизни Врубеля, оно передает весь накал эмоций и переживаний, которые преследовали художника в конце жизни.

В 1899 году скончался отец Врубеля, к которому художник был сильно привязан. Знакомые стали замечать странности в поведении Михаила Александровича: он перестал прислушиваться к мнению окружающих его друзей, демонстрируя своё превосходство и считая лишь свои заявления истинно верными. Через два года у Врубеля родился сын. Мальчик появился на свет с заячьей губой – этот врожденный дефект произвел на художника тягостное впечатление. В то время, когда посетители выставки любовались Демоном поверженным, Врубель уже находился в одной из психиатрических лечебниц Москвы. У художника обнаружили сухотку спинного мозга – неизлечимую болезнь, которая грозила сумасшествием. Прогнозы врачей вскоре начали сбываться. Состояние Врубеля настолько ухудшается, что к нему не пускают даже сестру и жену. Именно в этот период к художнику приходят мысли о собственной никчемности, он считает себя ни на что не годным. Врубель поправляется, но ненадолго – умирает его сын. После этого Врубель превращается в постоянного обитателя психических клиник. В конце жизни художник слепнет и в 1910 году умирает в больнице от воспаления легких, которое он намеренно получает от долгого стояния у открытой форточки в самые морозные дни.

Автор Мертвых душ страдал шизофренией, которая обострялась периодическими приступами психоза. Николая Васильевича Гоголя мучили звуковые и визуальные галлюцинации. Он часто пребывал в состоянии апатии, порой не реагировал на внешние раздражители – во время работы он мог не заметить грозившую ему смертельную опасность. Состояния заторможенности чередовались с крайней активностью и возбуждением. Нередко его преследовала клаустрофобия. Особенно обострились психические расстройства Гоголя после смерти сестры близкого друга писателя Екатерины Хомяковой. Он начал отказываться от еды, постоянно ссылаясь на недомогание и слабость – врачи обнаружили у писателя не смертельную болезнь, а всего лишь кишечное расстройство. Февральской ночью 1852 года Гоголь сжег свои рукописи, сославшись потом на происки дьявола. Состояние писателя стало резко ухудшаться. Он перестал принимать пищу. 21 февраля Гоголь умер от истощения. Причины его смерти до сих пор точно не установлены – одни гипотезы говорят об отравлении ртутью, другие – о самоубийстве. Однако версия с намеренным доведением до летального исхода вполне обоснована, если учесть тот факт, что сам Гоголь считал, будто в его теле все органы смещены, а желудок и вовсе расположен вверх дном. Подобное утверждение на фоне развития шизофрении вполне могло привести к трагическим последствиям.

Правление Ивана Грозного можно условно разделить на два этапа: эпоху реформ и эпоху расправ. Окончание первого этапа совпало с кончиной любимой жены царя Анастасии. После ее смерти в 1560 году царь стал нелюдимым и подозрительным. Существует версия, что царь считал, будто жена была отравлена князьями. Через четыре года произошло событие из ряда вон выходящее: царь покинул Москву, отказался от царского венца и обосновался в Александровской слободе. Правда, вскоре царя уговорили отменить решение об уходе в отставку. Иван Грозный согласился, но при одном условии – он будет править так, как ему заблагорассудится. Однако Александровской слободы Иван Грозный не покинул: он выставил заградительные кордоны, облачился в монашеские одежды, сутки напролет проводил за чтением Евангелия. Церковные службы чередовались в его жизни с пытками и казнями врагов. Иноземные гости не раз замечали, с каким сияющим лицом переходил царь из застенков в церковь и обратно. Расправы царя были не только беспощадны, часто они носили извращенно-глумливый оттенок. Из всех бывших приближенных он признавал только палача Малюту Скуратова. Современная наука считает, что Иван Грозный страдал сильнейшим психическим расстройством, причиной которого, возможно, стала новомодная в те времена в Старом свете болезнь – сифилис. В пользу этой версии говорит тот факт, что в комнате самодержца на огне всегда стоял чугунок, наполненный ртутью – единственным в то время известным средством против венерической болезни. Впрочем, пары ртути приводили к пароксизмам сознания, проще говоря, к судорогам и припадкам.

Первой о сумасшествии Сергея Есенина заговорила на весь мир известная американская балерина Айседора Дункан. Она же возила поэта по американским, французским и немецким психиатрам. Увы, лечение не дало результатов. Как утверждают исследователи жизни творчества Есенина, Сергей Александрович действительно страдал маниакально-депрессивными психозами. Он был одержим манией преследования, внезапные вспышки ярости и неадекватное поведение сменялись состоянием покоя и умиротворения. О есенинских дебошах слагали легенды, якобы, его даже выдворяли из США за кухонные склоки и драки. Он крушил мебель, бил посуду и зеркала, оскорблял любого, кто попадался под горячую руку. Его болезнь развивалась на почве наследственного алкоголизма. За несколько дней до смерти Есенин жаловался на огромную усталость и называл себя конченным человеком. Он словно искал свою смерть, постоянно повторяя, что ему чертовски всё надоело. Причем подобная усталость обнаруживалась у него в раннем возрасте, уже в 16 лет он писал, что не знает, жить ему или нет. По официальной версии поэт повесился на трубе парового отопления в гостинице Англетер в Санкт-Петербурге. Интересная статистика: в 339 стихах поэт 400 раз упоминает смерть, конец жизни или рифмует похоронную атрибутику.

В Никите Сергеевиче Хрущеве словно жило два человека: один был искренним, добрым, даже чуточку наивным, второй – агрессивным, невежественным, бескультурным и экстравагантным. За его речами порой было сложно уследить, настолько они были полны только ему понятных каламбуров. Он говорил очень много, практически каждую неделю давал пространные интервью. Мог моментально утратить контроль над собой и прийти в ярость. Кремлевские врачи диагностировали у Хрущева маниакально-депрессивный психоз, до этого момента только жена Нина Петровна наблюдала, как за чрезмерной веселостью и жизнерадостностью мужа приходит меланхолия. Его маниакальный юмор обычно никого не забавлял. Он мог в одно мгновение перейти от язвительного сарказма к яростной злобе. К 60-м годам он уже не принадлежал себе. Его мысли начали часто путаться, он стал видеть в каждом врага. Он позволял себе резкие и унизительные высказывания по тем вопросам, в которых абсолютно не разбирался. Он стал одержим идеями – если им овладевала какая-то мысль, он доводил воплощение затеи до абсурда. Вспомним хотя бы его желание сделать кукурузу сельскохозяйственной культурой номер один. Встречавшиеся с Хрущевым иностранцы сыпали нелестными оценками в адрес его несдержанности, а порой и просто заявляли, что Хрущев сошел с ума. В последние годы он практически свел на нет круг общения, замкнулся, действовал без чьих-либо советов или помощи, при этом ответственность за свои ошибки всегда перекладывал на плечи других.

Великий композитор, дирижер и пианист Сергей Рахманинов был очень скромным, замкнутым и отрешенным от всего мирского человеком. Сегодня, возможно, медицина поставила бы ему диагноз – аутизм. Ранимая душа Рахманинова прошла через огромные потрясения и потери. Его семья разорилась, и они были вынуждены жить у родственников в Петербурге. Старшая и любимейшая сестра Елена умерла от лейкемии, младшая София – от дефтерита, отец ушел из семьи, а мать под тяжестью навалившихся на нее испытаний замкнулась и ушла в себя. В 1900 году Рахманинов тяжело заболевает, ему кажется, что музыка, которую он дарит людям, вовсе им не нужна. Родные, наблюдая за терзаниями композитора, начали опасаться за его рассудок. Дружеские беседы с психиатром Николаем Далем сделали своё дело: постепенно Рахманинов возвращается к нормальной жизни, начинает снова писать музыку. Еще одни ударом становится для композитора смерть Чехова, с которым Рахманинов был очень дружен. Именно с этого момента он чувствует всю полноту своего одиночества, и от этой мысли ему не удается избавиться до конца своих дней. Эмигрировав в Америку в 1917 году, Рахманинов перестает сочинять (он напишет несколько произведений незадолго до смерти). Получая огромные гонорары, он продолжает вести скромный и уединенный образ жизни, не принимает приглашения на банкеты, отказывается от чествований. Тяжело переживает всё, что происходит в России: войны, репрессии, голод, разруху. Сергей Васильевич Рахманинов скончался 28 марта 1943 года от рака в Беверли-Хилз.

Михаил Юрьевич Лермонтов родился с целым букетом наследственных и приобретенных болезней: золотухой, рахитизмом, повышенной нервозностью. Его дед покончил жизнь самоубийством (отравился), а мать передала сыну необычайную нервозность. Отец был вспыльчивым, жестоким самодуром, он кутил до одури, проигрывался в карты и отличался легкомыслием в поведении. Уже в раннем детстве мальчик демонстрировал шизофреничность своей натуры: жестокость удивительным образом сочеталась в нем с чрезвычайной добротой и обостренным чувством справедливости. Он испытывал страсть к разрушению, был крайне раздражителен, капризен, упрям. Мысль о самоубийстве посещала его с ранних лет. Замкнутость, необщительность, а главное пренебрежение к людям отталкивало от него окружающих. Общение поэта происходило внутри него самого, он обладал горячей фантазией, которую реализовывал в своих произведениях. Шизоидная психопатия Лермонтова была настолько ярко выражена, что ее замечали не только специалисты. Еще одним фактом, который повлиял на замкнутость поэта, была его некрасивость, которая почти исчезла с возрастом, но оставила неизгладимый отпечаток в душе. Одаренный блестящими способностями и незаурядным умом Лермонтов слишком часто направлял эти качества, чтобы высмеивать окружающих – количество его врагов увеличивалось со стремительной скоростью. К тому же сам Лермонтов был крайне влюбчив, однако женщинам подобные типажи – злые и надменные – просто не могли нравиться. Это чрезвычайно оскорбляло самолюбие поэта. В итоге он был застрелен добрым и сердечным человеком, которого он довел своими насмешками и клеветой практически до безумия.

Самые читаемые:

5 фактов о празднике Преображения Господня
И преобразился ...
7 главных переломных моментов в истории Крыма
Полуостров не с...
7 Главных усачей в русской истории
Усы в России - ...
7 забав с - крашенками
Игры с крашеным...
7 знаменитых самозванцев
Освобождение Мо...
7 самых известных русских животных
Эти животные - ...
7 сбывшихся пророчеств Ксении Петербургской
Эта святая каза...
7 фактов о магии русской печи
Кроме приготовл...
8 чудо света
8 чудом света н...
The Volga river flows into Russian soul
As we know the ...
Английская версия русской судьбы
"Не понимаю - ч...
Бирон: самый ужасный серый кардинал русской истории
Бирон: самый уж...
Большая перемена
Любое общество ...
Вселенская родительская суббота
В этот день мы ...
Главные победы в русской истории
Русская армия п...
Животные, которых проклинали наши предки
Отношение к жив...
Искусство плача
Причитали, выли...
История РЖД – история России
История РЖД – и...
Какая кара была на Руси за изнасилование
Наиболее сурова...
Каким был Михаил Сперанский, реформатор Российской империи
Каким был Михаи...
Каких казаков нанимали иностранцы
На страницах ис...
Какое неславянское племя было на территории Руси
На территории с...
Кому можно было заходить на женскую половину боярского дома
Кому можно было...
Косоворотка: откуда она взялась на самом деле?
Ее называют иск...
Кто отменил Юрьев день
Право на кресть...
Максим Дмитриев: светописец русских типов
Благодаря масте...
Могла ли Тверь господствовать на Руси
В XIV веке Моск...
На какой раз Иван Грозный взял Астрахань
2 июля 1556 год...

О admin

x

Check Also

О чем может рассказать Парижская Псалтырь

Одна из прекраснейших византийских рукописей настолько напоминает позднеантичное искусство, что долгое время ее относили к очень раннему времени. На самом деле знаменитую Парижскую Псалтырь создали в Средние века - в середине X века.

О чем Иван Грозный договорился с англичанами?

В 1553 году состоялось близкое знакомство Англии и России, которое открыло колоссальные перспективы взаимовыгодного сотрудничества. Тогда казалось, ничто не может помешать вечной дружбе и любви двух стран.

О чем договорились Павел I и Наполеон

Индостан наш! и русский солдат, моющий свои сапоги в Индийском океане - это могло стать реальностью в далёком 1801 году, когда Павел I совместно с Наполеоном предпринял попытку покорения Индии.

О чем говорят фамилии на – ский

В России встречается немало фамилий, которые заканчиваются на -ский или -цкий. Любопытно, а о чем они говорят? Оказывается, существует несколько версий происхождения подобных фамилий.

О чём говорили платки русских женщин

Платки не выходят из моды, просто иногда оказываются на ее пике. На Руси покрытая голова была очень важна для женщины, поэтому ношение платка связано с целой традицией.

О центре периферии

В свое время замечательный русский библеист Сергей Аверинцев сказал: Бог так устроил мир, что центр его везде, а периферия — нигде. Однако каждый раз, когда видишь новостройки, начинаешь сомневаться в истинности этого тезиса.

О труде

Как приятно и скоро проходят дни, когда знаешь, что время, данное тебе Богом, употребляется не на суетные и пустые занятия роскоши, но на труд полезный, предписываемый Богом и добродетелью! Как отрадно бывает тогда, когда видишь завершенным.

О толерантности, или безбожник у станка

Я не знаю, что такое толерантность. Точнее – плохо понимаю значение этого странного слова. Хотя фонетика подкупает. Напоминает процесс дегустации вина профессиональным сомелье.

О скрытом истинном царе

Имя социолога и историка Мануэля Саркисянца едва ли что-то скажет русскому читателю. В1955 году в самом начале холодной войны Саркисян написал удивительный труд Россия и мессианизм Востока.

О Светописанном образе Божией Матери

В Афонском Пантелеимоновом монастыре недавно была написана икона Светописанный образ, ей составлена служба и совершается всенощное бдение. За последнее время появились, особенно в интернете, публикации об этой иконе и о событии 1903 года, с которым связано ее написание.

О русском понимании моды

В конце XVI века итальянский дипломат Антонио Поссевино, знаток моды, сокрушался: Московиты очень бранят короткую итальянскую, французскую, испанскую и германскую одежду, потому что она оставляет открытыми те части тела, которые следует скрывать более всего.

О русском национальном стыде

Мы, русские, - уникальны. Сложно найти народ в цивилизованном (да и менее цивилизованном) мире, который бы стыдился своего национального происхождения. Отчего у нас все лгут, все до единого? Я убежден, что тотчас же остановят меня и закричат: Э, вздор, совсем не все! У вас темы нет, вот вы и выдумываете, чтоб начать по эффектнее.

О русском крестьянине

Писатель маркиз Астольф Де Кюстин – не самый любимый в России. В 1839 году, по приглашению Николая I, он посетил Российскую Империю, а затем издал свои дорожные записки во Франции, где нелицеприятно описал нравы русского общества.

О Пасхе и Великом Посте

Великий Пост и Пасха - таинство и главный христианский праздник. Конечно, мимо них не могли пройти русские писатели. Правда, вспомнить имена и произведения удается далеко не каждому.

О мытарях и фарисеях

На этой неделе мы вспоминаем притчу о мытаре и фарисее, обличающую гордыню и лицемерие и показывающую нам пример искренней покаянной молитвы, которая дарует милосердие Божие грешникам.

О ком Русь плакала?

На Руси их сравнивали с жемчугом, ацтеки находили, что они похожи на камешки бирюзы, а в старинных литовских песнях их называли янтарной россыпью, в толковых словарях их определяют как жидкость, вырабатываемая слёзной железой глазами млекопитающих.

О ком плакала Русь

На Руси их сравнивали с жемчугом, ацтеки находили, что они похожи на камешки бирюзы, а в старинных литовских песнях их называли янтарной россыпью, в толковых словарях их определяют как жидкость, вырабатываемая слёзной железой глазами млекопитающих.

О каких сделках Россия пожалела

Международные торговые соглашения не всегда бывают удачными на протяжении всей истории человечества. И России есть, о чем сожалеть. Еще в XVIII веке Аляска безраздельно принадлежала Российской империи.

О каких приметах русские забыли

Почти каждый русский может сходу выдать с десяток примет. А вот какие почти никто наверняка не назовет? Двое не должны смотреться в зеркало – иначе они влюбятся в одного и того же человека, и их сердца разобьются Если кто-то идет за человеком по его следам, вся энергия этого человека перейдет к преследователю Если вы любите тайно есть, ваш ребенок вырастет преступником Большинство примет основаны на различных запретах – причем если некоторым из них можно легко найти логическое обоснование, то причины возникновения других уже почти невозможно узнать.

О каких европейских грехах не знали на Руси

Европа и Русь пошли разными историческими путями, и традиции у них сложились разные. Вполне логично предположить, что некоторые негативные явления (попросту говоря, грехи), нашедшие распространение в европейских странах, не дошли до русских земель.

О каких ангелах мы не знаем

Слово ангел из библейского лексикона прочно вошло в нашу обыденную жизнь и далеко не всегда имеет сакральный смысл: часто мы так называем человека, обладающего какими-то прекрасными душевными качествами или просто – очень приятной внешностью.

О евангелисте Луке и его творчестве

Покровитель врачей и иконописцев, написавший евангелие с упором на просвещение язычников, он символизируется крылатым тельцом. В Библии ничего не сказано о происхождении Луки.

О духовидении

"Мы знаем, что ничего не знаем. Мы видим, что ничего не видим". Повторяйте эти слова, когда сталкиваетесь с "реальной" Россией - грязной, увеченной, бесконечно дискомфортной.

О духе разрушения

Сегодня многие проводят паралелли нышенних событий в России с февралем 1917 года. Но можно заглянуть еще раньше, на тройку лет, чтобы понять первопричины. Вот, как Алексей Толстой описывал атмосферу Петербурга 1914 года в романе "Хождение по мукам" То было время, когда любовь, чувства добрые и здоровые считались пошлостью и пережитком никто не любил, но все жаждали и, как отравленные, припадали ко всему острому, раздирающему внутренности.