Не пропусти

7 национальных черт, которых русские лишились при Советской власти

7 национальных черт, которых русские лишились при Советской власти

7 национальных черт, которых русские лишились при Советской власти

Советская власть с невиданным упорством выковывала нового человека, наиболее подходящего для строительства коммунизма и приспособленного к жизни в светлые, лучшие времена. Историческая реальность оказалась сильнее замыслов партии, но за какие-то 70 лет некоторые особенности русского характера ушли в небытие. Стоит ли о них жалеть?

Радостно жить и бороться в стране, где великая мудрость партии и железная воля её вождя Иосифа Сталина навсегда освобождают человека от проклятых навыков и предрассудков прошлого, – писал Максим Горький в 1933 году. Какие же черты русского характера исчезли за годы советской власти?

Церковь в дореволюционные времена так плотно входила в быт русского человека, что вся его жизнь проходила с оглядкой на правила благочестия. Демонстрационное неверие в Бога, нигилизм были осуждаемы.

Расписание дел базировалось на церковном календаре, иногда доходя до идиотизма. Так, писатель В. В. Селиванов сокрушался, что в Зарайском уезде сеяли капустную рассаду в Великий четверг перед Пасхой, а ежели Страстная неделя бывает рано, еще на снегу, то разрывают снег, заранее приготовляют гряду и рассаду все-таки сеют.

В царское время эта система ценностей, присущая низшему классу городского населения, не вызывала негативной реакции. В бурную эпоху перемен попытки оставаться средним звеном, сторонясь революционных страстей и баталий, были заведомо обречены на поражение. Приспособленчество, вещизм, пошлость – какие только ярлыки ни вешали на мещанство. Борьбе с ним посвятили себя такие видные деятели, как Маяковский, Троцкий, Горький. Клеймя это явление, последний писал: В каждом из нас всё ещё живёт ветхий Адам мещанства и в каждом есть – более или менее – тяга к устройству личного благополучия за счёт чужой силы. Гуманизм не может служить для мещан орудием защиты против напора справедливости, – был уверен писатель.

Это качество хорошо иллюстрирует поговорка Пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Однако в стремительно развивающемся государстве жить, под собою не чуя страны, уже не получалось. Бездеятельность, манера полагаться на авось возможна в стабильном обществе, но на пути от аграрной монархии до военно-промышленной державы инертные личности либо сами вымирают, не выдерживая гонки за выживание, либо их уничтожают.

Базисом патриархальной системы являлась форма местного самоуправления, именуемая общинный сход. Представители от каждого хозяйства или дома собирались для решения насущных проблем – распределения наделов земли, наложения наказания, проведения совместных работ. Выборный староста направлял, но не диктовал решения.

Община оказывала помощь, если случалось несчастье, помогала погорельцам, вдовам и сиротам, давая таким образом ощущение защиты, уверенности. Но в то же время община приговаривала к порке, штрафу и даже изгнанию любого из ее членов, например, за уклонение от посещения церкви, отказ от исповеди и др.

Коллективизация, создание колхозов, не столько имитирующих, сколько пародирующих общинный сход, начисто выбили из головы крестьян такие качества, как уважение к старшим, склонность к семейным ценностям. Веками взращиваемые патриархальные традиции были разрушены менее чем за одно поколение.

Отчасти нравственные позиции формировала Церковь, отчасти – требования практические и гигиенические. Порой молодых людей держали в строгости пожестче иных девиц.

Вот как описывает писатель Николай Лесков в рассказе Грабеж жизнь молодого парня из купеческой семьи: Житье мы вели самое строгое. Девятнадцать лет проживши на свете, я только и ходу знал, что в ссыпные амбары или к баркам на набережную, когда идет грузка, а в праздник к ранней обедне, в Покров и от обедни опять сейчас же домой, и чтобы в доказательство рассказать маменьке, о чем Евангелие читали или не говорил ли отец Ефим какую проповедь. Мне ни в театр, ни даже в трактир Вену чай пить матушка ни за что не дозволяли. Ничего, дескать, там, в Вене, хорошего не услышишь, а лучше дома сиди и ешь моченые яблоки.

Философы понимают под духовностью переживание красоты, тайны и справедливости, стремление к совершенству. Поиск духовности, описанный в произведениях Толстого, Достоевского и других великих писателей, приписывался именно русскому человеку, загадочной русской душе. При системе социализма с навязанными коммунистическими идеалами, где на виду был каждый, где нельзя было спрятаться, замкнуться в своих исканиях, мало кому удалось сохранить такое непрактичное качество.

Наивность, простодушие, легковерие считались чуть ли не основными чертами русского характера. Наш Емеля любит, когда его ласково попросят да красный кафтан посулят, тогда он все сделает, что ни попросишь, – говорится в сказке По щучьему велению, которую обычно приводят, иллюстрируя русский характер. Этому вторят классики: В большинстве случаев люди, даже злодеи, гораздо наивнее и простодушнее, чем мы вообще о них заключаем, – писал Достоевский.

Понадобилось 70 лет безграничного доверия, обрушившегося жестоким разочарованием и утратой иллюзий, чтобы вырастить поколение скептиков и циников. Недоверие к СМИ, рекламе и окружающим, возведенное в принцип, еще не стало чертой русского менталитета, но уже заметно превалирует среди других элементов характера современного россиянина.

В Союзе Социалистических Советов зарождается новое человечество, – заявил Максим Горький 1933 году. – Цель новых людей – освободить трудовые массы от древних суеверий и предрассудков расы, нации, класса, религии, создать всемирное братское общество, каждый член которого работает по способности, получает по потребности.

За двадцать лет удалось вырастить человека, чьи характерные черты описаны в учебнике психологии за 1953 год:

– идейная целеустремленность как антагонизм буржуазных душевных метаний. Советский человек не спрашивает себя: зачем я живу, для какой цели родился? Ему все понятно: вместе с соотечественниками и народами братских социалистических стран он строит коммунизм

– советский патриотизм нового, высшего типа. Свободная от националистических предрассудков эта черта характера основана на любви к Советской родине – братскому содружеству трудящихся

– коллективизм, при котором личная судьба, успех, интересы человека не существуют отдельно от коллектива. В обществе, где семья – это ячейка, личность – элемент коллектива. Индивидуализм ставится в одном ряду с самомнением и заносчивостью

– коммунистическое отношение к труду. Работа в коллективе и на благо коллектива – главное дело жизни, основная форма проявления личности и источник величайших радостей

– осознание долга и ответственности. Советский человек несет на себе бремя гражданского долга перед Родиной, партией и коллективом.

Интересно, что семья в этом перечне отсутствует.

– воспитание волевых качеств человека, готовность к преодолению трудностей

– оптимизм, вера в лучшее, бодрость духа, совершенно необходимое приложение для душевного здоровья при наличии предыдущих шести черт характера.

Также среди особенностей характера советского человека называют мужество, инициативность и скромность.

Пройдя через горнило советской власти, закалившись в тесных рамках социалистической морали, русский человек во многом остался верен себе. Такие черты характера, как щедрость и широта души, милосердие, гостеприимство по-прежнему преобладают в его менталитете. Терпеливость и покорность судьбе пока еще робко, понемногу сменяются на инициативность и готовность бороться не только за свои права, но и за справедливость в целом.

От религиозности, перевоспитанной атеизмом, остались внешние проявления:

– соблюдение постов, больше воспринимаемых как своеобразные диеты

– теософия в форме мистицизма и суеверий

– формальное соблюдение церковных праздников.

Но стоит ли огорчаться, что люди стали менее открытыми, а индивидуализм сменил коллективное сознание? Зато в прошлое ушли показательные порки на мировых сходах и беспощадные разбирательства на партийных собраниях. Зато по-прежнему тяга к риску, приключениям, стремление узнать, что там, за горизонтом, сильнее всех запретов, а вера в счастливое будущее вопреки обстоятельствам свидетельствует о духовной молодости русского народа, у которого все еще впереди.

Самые читаемые:

Амурские казаки
Река черного др...
К Свету!
Ты переступаешь...
Сказка о царе Салтане: чем вдохновлялся Пушкин?
Что за прелесть...
5 секретов красоты русских правительниц
Криотерапия и с...
5 храмов Спорительницы хлебов
Поздравляем Вас...
6 Самых известных русских масонов
Масон в России ...
7 потенциальных убийц Александра Пушкина
10 февраля 1837...
10 фильмов о допетровской России
Фильмы, по кото...
25 главных православных символов
К пониманию хри...
Cколько зарабатывали на Руси чиновники
Cчитается, что ...
Александр Невский: главные противоречия
Для отечественн...
Александр Твардовский: отрёкшийся от отца
Трагедия многих...
Арт-резиденция Гуслица
Что такое Гусли...
В чем загадка двуглавого орла
Двуглавый орел ...
Главные заблуждения о русском языке
Мы думаем на ру...
Главные секреты битвы на Березине
Во французском ...
Гуси-лебеди на русском столе
Какое праздничн...
Ермак: каким был покоритель Сибири
Ермак сделал не...
Жостово
Всего полчаса о...
Икона Божией Матери Неупиваемая Чаша
Икона Божией Ма...
История Руси на примере одного села
Русский ген нео...
Исцеление Тайдулы
Святитель Алекс...
Каким народам нельзя пить алкоголь
У коренных жите...
Каких русских считали англосаксами
Русский народ ч...
Какую зловещую роль сыграл Антон Чехов в жизни Исаака Левитана
Какую зловещую ...
Кого клеймили на Руси
Из всех телесны...
Кто организовал большинство экономических кризисов
Кто организовал...
Кто такие курды
Курды – крупней...

О admin

x

Check Also

Малая родина Сергея Радонежского

Обычно имя святого Сергия связывается прежде всего с Радонежем, но детство отрок Варфоломей провел в другом месте – имении своего отца в селе Варницы, на берегу реки Ишни.

Максим Дмитриев: светописец русских типов

Благодаря мастеру Дмитриеву наш современник может увидеть, как на самом деле страдала деревня в неурожайные годы, как выглядели типы и быт разных народов, субэтносов и даже социальных слоев России, что мы потеряли из поволжской архитектуры, и многое другое.

Максим Горький: каким был главный пролетарский писатель

Максим Горький: каким был главный пролетарский писатель Его звали Алексей Пешков, но в историю он вошёл под именем Максима Горького. Пролетарский писатель полжизни пробыл за границей, жил в особняках и стоял у истоков социалистического реализма.

Магия смеха

Смеющийся, радостный, улыбающийся значит живой, полный энергии, способный передать живительные силы окружающему миру. Издревле смех сопутствовал рождению, ритуальным смехом воскрешали, оплодотворяли, удобряли, вспахивали почву.

Магия русской избы

Как говорят этнографы, пространство можно считать освоенным в том случае, когда оно ассимилировано с символическим устройством, а не просто защищает от ветра, дождя и зверя.

Люди каких профессий считались – неприкасаемыми – на Руси

Люди каких профессий считались "неприкасаемыми" на Руси На протяжении многовековой истории по всему миру существовало социальное деление людей на группы в пределах одной страны.

Люди

По популярной ныне версии дураки и дороги - это две напасти России. Общественный транспорт дал им возможность встретиться. Но, несмотря на все нарекания и дискомфорт возникающие в ходе традиционный путешествий "работа-дом", троллейбусы, трамваи и метро сильно изменили и облегчили жизнть многих.

Любимые русские бренды у китайцев

С помощью наших коллег с портала http://discoverrussia.cn/, которые продвигают российский туризм в Китае, мы подготовили топ-10 русских брендов среди потенциальных туристов оттуда.

Львы Валаама

В христианской символике лев - зверь "двуполярный". На южном полюсе зла он воплощает собой грех гордыни. На северном полюсе Блага - ревнителя и защитника Веры.

Лучший православный календарь года на Рождественской ярмарке

Лучший православный календарь года на Рождественской ярмарке Лучший православный календарь на 2012 год по версии "Кириллицы" можно приобрести всего по себестоимости с 22 декабря в 69 павильоне Всероссийского выставочного центра, где открылась 49–я Всероссийская православная выставка–ярмарка Рождественский дар.

Лучшие традиционные фестивали

Эта весна и лето обещают быть богатыми на фестивали. Российскими и международными, местного и государственного масштаба, но главное - затрагивающими все стороны русского традиционного искусства.

Лучшие материалы прошедшей недели

Читайте, что пропустили. Русское народное искусство переживает сейчас очевидный подъем. Как использовать его энергии для будущего созидания и не оставить в пыли музеев и мозгах внутренних дауншифтеров.

Лучшие богатыри Русской земли

Имена первой тройки самых знаменитых древних витязей до сих пор у всех на слуху – Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич. Мы вспомнили, чем именно они заслужили свой статус, и какие ещё были русские главные русские богатыри Впервые русские былины были записаны известными учёными XIX века П. Н. Рыбниковым (четырехтомник с 200 былинными текстами) и А. Ф. Гильфердингом (318 былин). А до этого сказания передавались устно - от дедов к внукам, и, в зависимости от деда - с самыми разными дополнениями и деталями.

Лучшее с Урала

В царское время продукция с Урала являлась визитной карточкой российской обрабатывающей промышленности. Особенно высоко ценились изделия местных камнерезов, ювелиров и оружейников.

Лукоморье

Недалеко от европейской столицы России, Санкт-Петербурга, можно окунуться в самую настоящую сказочную страну - Лукоморье. Сказочная страна невелика, но столь разнообразна, что жить здесь можно хоть всю жизнь, а чудес всех не увидеть.

Лук для храма

Иметь свой собственный стиль и самовыражаться в одежде - совсем не означает быть одетым вызывающе. Современная мода предлагает много вариантов для православных девушек, и наш автор Ольга Авдеева из Свято-Тихоновского университета рассказывает, где она и ее подруги одеваются к летнему паломническому сезону.

Личные ступени лествичника

В 4-е воскресенье Великого Поста чтят память преподобного Иоанна Лествичника. Свое прозвание он получил за создание легендарной Лествицы - духовного руководства по восхождению от земли на Небо, из глубин греха до вершин любви Божией и соединения с Ним.

Лицом – красивые, телом – крепкие

Этнографы утверждают, что донские казачки славились самостоятельностью, независимостью, рукоделием и чистотой. Могли и погулять, если вдовушками становились. Казаки же в них души не чаяли.

Литовские кланы, которые переехали в Россию

Из Литвы в Россию. Десятки крупных и мелких, княжеских и дворянских родов, оставляя земли, бросая имущество, расставаясь с положением в обществе, бежали из-под власти польского короля кто в Новгород, а кто сразу в Москву.

Липоване: жители Староверской Венеции

Город Вилково, Одесская обл, называют Староверской Венецией. В середине XVIII века его основали русские староверы-липоване, которые и сегодня составляют 70 процентов городка в устье Дуная.

Ликбез – Кириллицы

Ликбез "Кириллицы". Зачем России срочно нужен современный флот. Океаны занимают ¾ поверхности планеты, обладают огромнейшими и почти не реализованными ресурсами. А ресурсов у человечества уже почти не осталось, поэтому человечество будет их делить в океанах.

Лжедмитрии и Лжепетры: каких царей самозванцев мы уже забыли

Лжедмитрии и Лжепетры: каких царей самозванцев мы уже забыли Четыре десятка Петров III, семь царевичей Алексеев Петровичей, пять Лжедмитриев, четверо Лжеивашек.

Леший: кто правит русскими лесами?

Леший – это дух-хозяин лесов у восточных славян. Собиратели фольклора обратили на него внимание довольно поздно: впервые предания и бывальщины о лешем записаны в XVIIIвеке, большая же часть сведений о нем зафиксирована в XIX столетии.

Лёхи, Сереги, Володи

Меня зовут Алексей. И по паспорту, и по Крещению. Однако окружающим в общении со мной нечасто используют эти три слога… Алексею не повезло, как, скажем, Ивану. В имени Иван – всего два слога и 4 буквы.