Не пропусти

5 фактов об Иване Шмелеве

5 фактов об Иване Шмелеве

В одном из интервью, посвященных картине Страсти по Андрею, Тарковский сказал, что Рублев – в данном случае, исторический, а не кинематографический – прозрел утро в самый темный час ночи, что является высшим предназначением художника.

Это меткое определение применимо и к великому русскому писателю Ивану Сергеевичу Шмелеву.

На его долгую жизнь выпало столько горести и скорби, сколько вынесет не всякое сердце – и словно вопреки самой судьбе и назло всем смертям именно он дал миру несколько десятков полных любви, света и смирения книг, каждая из которых на свой лад рассказывает о том, что Господь не оставляет человека даже в самые тяжелые времена.

1. Варнава Гефсиманский и выбор жизненного пути

5 фактов об Иване Шмелеве

Варнава Гефсиманский – прославленный в лике святых иеромонах Гефсиманского скита Троице-Сергиевой лавры – сыграл особую наставническую роль в жизни Шмелева. Отец и мать Шмелева были религиозными людьми и воспитывали сына в православной вере – нередко ездили в Троице-Сергиеву лавру на большие церковные праздники. Однажды, вернувшись после службы на Троицу, мать Шмелева передала сыну нательный крестик и благословение от святого старца Варнавы. Это произвело на ребенка неизгладимое впечатление, и спустя три года восьмилетний Шмелев лично познакомился со старцем – во время богомолья в лавре монах вновь благословил мальчика, укрепив в нем непосредственную детскую веру в Христа.

Вторая – и решающая – встреча с Варнавой Гефсиманским состоялась спустя много лет, когда молодожены Иван Сергеевич и Ольга Александровна Шмелевы отправлялись в свадебное путешествие на Валаам. В это время Шмелев уже шатнулся от церкви, но отправиться в путешествие без благословения все-таки не мог – пришел по обычаю, хотя был если не безбожник, то никакой. Вот как вспоминал об этой встреча сам Шмелев: Смотрит внутрь, благословляет. Бледная рука, как та в далеком детстве, что давала крестик. lt. gt Кладет мне на голову руку, раздумчиво так говорит: Превознесешься своим талантом . Все. Во мне проходит робкой мыслью: Каким талантом. этим, писательским? Именно напутствие старца Варнавы заставило Шмелева впервые задуматься о том, чтобы полностью посвятить себя литературе.

Деталь: Иван Сергеевич Шмелев умер 24 июня 1950 года, приехав в русский монастырь Покрова Божией Матери в Бюсси-ан-От (Франция). Именно в этот день православная церковь отмечает именины старца Варнавы Гефсиманского.

2. Школа. Римский оратор и учителя на Луне

5 фактов об Иване Шмелеве

Карьеру литератора будущий автор Богомолья и Лета Господня начал с поэмы о путешествии учителей его гимназии на Луну. Текст поэмы не дошел до наших дней, но о некоторых особенно важных ее моментах Шмелев вспомнил в своей книге Как я стал писателем. К примеру, по воле автора учитель истории превратился в мартышку, а в качестве средства для перелета преподаватели избрали не что нибудь, а воздушный шар, сделанный из штанов латиниста по прозвищу Бегемот. Поэма имела оглушительный успех – читали ее даже и восьмиклассники – но закончилась история плачевно. Рукопись попала к инспектору гимназии и небезупречная репутация болтуна Шмелева стала еще более сомнительной.

3. Революция. Солнце мертвых и эмиграция

5 фактов об Иване Шмелеве

Эти события становятся лейтмотивом, пожалуй, самой тяжелой и отчаянной книги во всей библиографии писателя. Речь идет о романе Солнце мертвых – произведении, в котором правдивее, чем где бы то ни было описан весь ужас братоубийственной гражданской войны и революции. Читайте, если у вас хватит смелости. – сказал о Солнце мертвых Томас Манн , и с такой оценкой этого романа сложно спорить. Смелость действительно понадобится уже на первых страницах, однако, даже в этой трагичнейшей книге Шмелев находит в себе силы верить и надеяться на то, что небо прояснится и на смену тьме придет свет.

Деталь: роман Солнце мертвых принес Шмелеву общеевропейскую известность. К моменту его выхода в 1924 году Шмелев уже около года жил в Париже.

4. Энциклопедия православной жизни: Лето Господне

5 фактов об Иване Шмелеве

По мнению философа Ивана Ильина, написав Лето Господне, Шмелев запечатлел источники нашей национальной духовной силы.

Самые читаемые:

В чем отличие горных чеченцев от равнинных
Принципиальное ...
Царские болезни династии Романовых
Род Романовых ф...
4 государства крестоносцев на Ближнем Востоке
22 июля 1099 го...
5 историй о Василии Блаженном
15 августа прав...
7 главных загадок истории Великого Новгорода
Господин Велики...
7 главных народных поверий в Духов день
На смену Святой...
7 пионеров русской фотографии
Вспоминаем 7 тв...
19 цитат Фёдора Михайловича на злобу дня
Кажется, наступ...
В каких случаях русские обнимались
Объятия были ра...
В каких случаях русским послам приходилось пить из человеческого черепа
В каких случаях...
В каких случаях священник может отказать в благословении
В каких случаях...
Вячеслав Чешский
Если Вы окажете...
Григорий Котовский: лысый Робин Гуд
Одни называли е...
Гунны: кто они такие
Осенью 376 года...
Джихад: в каких случаях его объявляют мусульмане
Джихад дословно...
Джордж Сорос: главный организатор экономических кризисов
Джордж Сорос: г...
Джордж Сорос: талантливый организатор экономических кризисов
Джордж Сорос: т...
Для чего на Руси поили гостей
Гость – он же п...
Из-за чего на Руси женщины дрались
Женская драка -...
Исконно русские жесты и выражения
26 января руков...
Каким был постный царский стол
Стандартный взг...
Какое еще имя было у Ивана Грозного
В XIV- XVI стол...
Какое значение у имени Сергей
Сегодня Сергей ...
Какой язык был родным для казаков
Донские казаки ...
Кто заказал российскую Февральскую революцию?
Причины свершен...
Кто из дворян остался после революции в России?
После 1917 года...
О чувстве родного языка
Мы часто жалуем...
Об оканье и аканье
Более ста лет н...

О admin

x

Check Also

О чем может рассказать Парижская Псалтырь

Одна из прекраснейших византийских рукописей настолько напоминает позднеантичное искусство, что долгое время ее относили к очень раннему времени. На самом деле знаменитую Парижскую Псалтырь создали в Средние века - в середине X века.

О чем Иван Грозный договорился с англичанами?

В 1553 году состоялось близкое знакомство Англии и России, которое открыло колоссальные перспективы взаимовыгодного сотрудничества. Тогда казалось, ничто не может помешать вечной дружбе и любви двух стран.

О чем договорились Павел I и Наполеон

Индостан наш! и русский солдат, моющий свои сапоги в Индийском океане - это могло стать реальностью в далёком 1801 году, когда Павел I совместно с Наполеоном предпринял попытку покорения Индии.

О чем говорят фамилии на – ский

В России встречается немало фамилий, которые заканчиваются на -ский или -цкий. Любопытно, а о чем они говорят? Оказывается, существует несколько версий происхождения подобных фамилий.

О чём говорили платки русских женщин

Платки не выходят из моды, просто иногда оказываются на ее пике. На Руси покрытая голова была очень важна для женщины, поэтому ношение платка связано с целой традицией.

О центре периферии

В свое время замечательный русский библеист Сергей Аверинцев сказал: Бог так устроил мир, что центр его везде, а периферия — нигде. Однако каждый раз, когда видишь новостройки, начинаешь сомневаться в истинности этого тезиса.

О труде

Как приятно и скоро проходят дни, когда знаешь, что время, данное тебе Богом, употребляется не на суетные и пустые занятия роскоши, но на труд полезный, предписываемый Богом и добродетелью! Как отрадно бывает тогда, когда видишь завершенным.

О толерантности, или безбожник у станка

Я не знаю, что такое толерантность. Точнее – плохо понимаю значение этого странного слова. Хотя фонетика подкупает. Напоминает процесс дегустации вина профессиональным сомелье.

О скрытом истинном царе

Имя социолога и историка Мануэля Саркисянца едва ли что-то скажет русскому читателю. В1955 году в самом начале холодной войны Саркисян написал удивительный труд Россия и мессианизм Востока.

О Светописанном образе Божией Матери

В Афонском Пантелеимоновом монастыре недавно была написана икона Светописанный образ, ей составлена служба и совершается всенощное бдение. За последнее время появились, особенно в интернете, публикации об этой иконе и о событии 1903 года, с которым связано ее написание.

О русском понимании моды

В конце XVI века итальянский дипломат Антонио Поссевино, знаток моды, сокрушался: Московиты очень бранят короткую итальянскую, французскую, испанскую и германскую одежду, потому что она оставляет открытыми те части тела, которые следует скрывать более всего.

О русском национальном стыде

Мы, русские, - уникальны. Сложно найти народ в цивилизованном (да и менее цивилизованном) мире, который бы стыдился своего национального происхождения. Отчего у нас все лгут, все до единого? Я убежден, что тотчас же остановят меня и закричат: Э, вздор, совсем не все! У вас темы нет, вот вы и выдумываете, чтоб начать по эффектнее.

О русском крестьянине

Писатель маркиз Астольф Де Кюстин – не самый любимый в России. В 1839 году, по приглашению Николая I, он посетил Российскую Империю, а затем издал свои дорожные записки во Франции, где нелицеприятно описал нравы русского общества.

О Пасхе и Великом Посте

Великий Пост и Пасха - таинство и главный христианский праздник. Конечно, мимо них не могли пройти русские писатели. Правда, вспомнить имена и произведения удается далеко не каждому.

О мытарях и фарисеях

На этой неделе мы вспоминаем притчу о мытаре и фарисее, обличающую гордыню и лицемерие и показывающую нам пример искренней покаянной молитвы, которая дарует милосердие Божие грешникам.

О ком Русь плакала?

На Руси их сравнивали с жемчугом, ацтеки находили, что они похожи на камешки бирюзы, а в старинных литовских песнях их называли янтарной россыпью, в толковых словарях их определяют как жидкость, вырабатываемая слёзной железой глазами млекопитающих.

О ком плакала Русь

На Руси их сравнивали с жемчугом, ацтеки находили, что они похожи на камешки бирюзы, а в старинных литовских песнях их называли янтарной россыпью, в толковых словарях их определяют как жидкость, вырабатываемая слёзной железой глазами млекопитающих.

О каких сделках Россия пожалела

Международные торговые соглашения не всегда бывают удачными на протяжении всей истории человечества. И России есть, о чем сожалеть. Еще в XVIII веке Аляска безраздельно принадлежала Российской империи.

О каких приметах русские забыли

Почти каждый русский может сходу выдать с десяток примет. А вот какие почти никто наверняка не назовет? Двое не должны смотреться в зеркало – иначе они влюбятся в одного и того же человека, и их сердца разобьются Если кто-то идет за человеком по его следам, вся энергия этого человека перейдет к преследователю Если вы любите тайно есть, ваш ребенок вырастет преступником Большинство примет основаны на различных запретах – причем если некоторым из них можно легко найти логическое обоснование, то причины возникновения других уже почти невозможно узнать.

О каких европейских грехах не знали на Руси

Европа и Русь пошли разными историческими путями, и традиции у них сложились разные. Вполне логично предположить, что некоторые негативные явления (попросту говоря, грехи), нашедшие распространение в европейских странах, не дошли до русских земель.

О каких ангелах мы не знаем

Слово ангел из библейского лексикона прочно вошло в нашу обыденную жизнь и далеко не всегда имеет сакральный смысл: часто мы так называем человека, обладающего какими-то прекрасными душевными качествами или просто – очень приятной внешностью.

О евангелисте Луке и его творчестве

Покровитель врачей и иконописцев, написавший евангелие с упором на просвещение язычников, он символизируется крылатым тельцом. В Библии ничего не сказано о происхождении Луки.

О духовидении

"Мы знаем, что ничего не знаем. Мы видим, что ничего не видим". Повторяйте эти слова, когда сталкиваетесь с "реальной" Россией - грязной, увеченной, бесконечно дискомфортной.

О духе разрушения

Сегодня многие проводят паралелли нышенних событий в России с февралем 1917 года. Но можно заглянуть еще раньше, на тройку лет, чтобы понять первопричины. Вот, как Алексей Толстой описывал атмосферу Петербурга 1914 года в романе "Хождение по мукам" То было время, когда любовь, чувства добрые и здоровые считались пошлостью и пережитком никто не любил, но все жаждали и, как отравленные, припадали ко всему острому, раздирающему внутренности.