Не пропусти

Исихастизация политики

Исихастизация политики

Мы приводим отрывок из недавней лекции Современный исихазм, которую один из ведущих исследователей исихазма, директор Института Синергийной Антропологии, Сергей Сергеевич Хоружий прочел в Варшавском университете.

Лектор касается политического исихазма, понятие которого было введено в исследовательскую науку Гелианом Прохоровым в 1960-е годы. В ходе рассуждений над данной дефиницией Сергей Хоружий уточняет это понятие и раскрывает одну наиболее важную для исследования исихазма его сторону.

Исихазм — духовная практика уединенной молитвы ради приближения к Богу, восхождения к Богу, которая складывалась, начиная с эпохи первых отцов-пустынников, то есть с IV века.

В исследованиях исихазма существует термин «политический исихазм», однако исихазм политической природы иметь не может. Это – духовная практика, и его природа – антропологическая, онтологическая, мистико-аскетическая, которая альтернативна политической природе и с нею несовместима. И отсюда вытекает простой вывод: исихазм не может быть политическим исихазмом. Мы не говорим этим, что политического исихазма не может существовать, но говорим, что в строгом смысле, такое название может носить лишь нечто, что является не исихазмом, а разве что политизацией исихазма, которая подменяет его истинную природу – политической природой.

Конечно, все это – лишь формальные уточнения дефиниций, и пока они могут казаться пустой схоластикой, спором о словах. Но, как дальше увидим, сближение исихазма с политикой может происходить двояким образом, так что возникают два разных рода явлений и, чтобы не утерять существенные различия между ними, наши уточнения оказываются необходимы. Таким образом, их применение к реальным явлениям истории исихазма приносит содержательные следствия.

Исихазм и политика в Византии

Прежде всего, в свете наших уточнений нужно взглянуть на те явления, которым автор термина и понятия, Гелиан Михайлович Прохоров, дал изначально название политический исихазм. Это – хрестоматийный пример Византии в середине XIV в., когда исихазм в период Исихастских споров и особенно после своей победы в них приобрел весомейшее влияние на все сферы жизни византийского социума, в том числе, и на сферу политики.

Что нам сейчас важно в этом примере? – Важно, что, оказывая влияние на политику, сам исихазм, в чем нетрудно убедиться, отнюдь не изменил своей мистической и онтологической природе. Он не переродился ни в политическое, ни в какое-либо иное явление. В исихастском сообществе не было никакого отхода от исихастской практики, она не отодвигалась в сторону, не вытеснялась политической активностью и подвиг восхождения к обожению оставался единственной целью и назначением жизни исихаста. Исихазм здесь не приобрел политической (или какой-либо иной) природы взамен своей собственной, и ввиду наших уточнений, мы должны заключить, что в этих византийских явлениях и процессах не возникало, строго говоря, какого-то нового политического исихазма, а проявлял себя лишь все тот же, всегда равный себе, единственный подлинный исихазм.

С другой стороны, однако, в этих явлениях, несомненно, происходило необычное, даже небывалое сближение исихазма, исихастского сообщества, и сферы политики. Если мы не интерпретируем это сближение как появление политического исихазма, то как его надо квалифицировать, в чем его существо? Ответ достаточно прост. Исихазм и политика – две глубоко различные, разноприродные сферы и чтобы они достигли сближения, одна из них или они обе должны измениться. Какая же из двух сфер тут менялась? Мы видим, что исихазм тут не изменял своей природы – и заключаем, что, стало быть, изменялась политика! Итак, в Византии XIV в. не исихазм становился политическим, а политика делалась исихастской, испытывающей влияние и воздействие исихастской традиции, исихастских начал. Достигая высокого подъема, исихазм сумел изменить, сделать в некой мере исихастской политику окружающего социума.

Подобные явления описываются в синергийной антропологии посредством таких понятий как примыкающая практика и примыкающий слой. Политический класс Византии прибегал к указаниям исихастов, к исихастскому наставничеству, в некой мере усваивал исихастские установки – и это означает на нашем языке, что политический класс включался в примыкающий слой исихастской традиции. Итак, не политизация исихазма, но исихастизация политики, исихастское претворение политической сферы — так мы прочитываем наследие Исихастского возрождения. Подобные же процессы происходили и в других сферах византийской жизни, прежде всего, в культуре. Культурный слой также делался примыкающим и влияния исихазма в искусстве были не менее значительны, чем в политике. Историки, искусствоведы сегодня изучают и очень подчеркивают их – однако не думают утверждать, что исихазм тут превращался в художественное явление и появился некий художественный исихазм.

Исихастизация Московской Руси

Аналогичный пример, хотя, по-видимому, и с меньшею степенью включения политического класса в примыкающий слой исихазма, можно видеть в Московской Руси в эпоху преподобных Сергия Радонежского и Андрея Рублева. Здесь так же, как и в византийском Исихастском возрождении, примыкающий слой небывало растет и ширится, затрагивая все слои общества, влияния исихазма проникают в русскую культуру, и все это – одна из главных причин, по которым о. Павел Флоренский утверждал, что эта эпоха – акмэ России. Но в то же время, сферы политики, власти, государственности в большой мере строятся под эгидой совсем других начал, далеко не исихастских, несущих в себе пренебрежение к личности исихастизация политики здесь выражена гораздо слабее, чем в Византии XIV в.

Подъем исихастской традиции в XIX веке

И эта же русская черта вновь проявляется в следующий период подъема исихастской традиции, в эпоху русского старчества XIX в. Благодаря этому новому явлению, примыкающий слой тогда снова необычайно вырос, снова ярко и сильно себя проявлял в культуре (достаточно назвать имя Достоевского) – и снова лишь слабо сказывался в политике, еще слабее чем в Московской Руси. В Имперской России отнюдь не складывалось исихастизации политики, и политический класс, класс государственный и начальственный, входил в примыкающий слой исихазма лишь минимально, в порядке редких исключений. Не стоит забывать об этой тенденции при оценке современных процессов.

Такова наша характеристика тех явлений, которые покрывались термином политический исихазм и которые мы находим более адекватным рассматривать как явления исихастизации политики. Термин же политический исихазм, по нашим уточнениям, должен скорее относиться к явлениям другого рода, в которых не политика подчиняется исихазму, но исихазм – политике. В таких случаях исихазм испытывает, если выразиться по Флоровскому, псевдоморфозу – извращение и подмену своей природы.

Самые читаемые:

Барклай де Толли: откуда в его жилах шотландская кровь
Барклай де Толл...
Люди с песьими головами и другие славяне
Античные истори...
СТРАНА НЕОГРАНИЧЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
В октябре 1914 ...
3 коренных северных народа, которые живут в России
На территории Р...
3 фильма о многомудром царе Соломоне
Образ царя Соло...
5 монархов, которых отлучили от Церкви
В разные времен...
5 храмов Спорительницы хлебов
Поздравляем Вас...
7 первых модников русской истории
Несмотря на мол...
7 великих русских адмиралов
Российская исто...
7 знаменитых боярских фамилий
Поскреби русско...
7 знаменитых русских боярских родов
Поскреби русско...
7 признаков, по которым на Руси отличали девицу от мужней жены
7 признаков, по...
7 самых древних народов России
На территории Р...
9 главных заблуждений о казаках
Казачество – од...
9 Чудотворных икон на Афоне
Святой Афон поч...
Адописные иконы стиля
Порой хочется р...
Были ли венчаны Екатерина и Потёмкин
Существует леге...
Были ли вятичи иудеями
Чтобы понять, к...
В каких случаях показывали фигу
Фига, шиш, дуля...
Главные загадки супермена Михайло Ломоносова
Первый русский ...
Главные секреты соперничества Российской империи и Британии
Главные секреты...
Глаза какого цвета чаще всего встречаются в России
Глаза какого цв...
Город Кимры
Город Кимры в Т...
Дошёл ли Андрей Первозванный до Руси на самом деле
Дошёл ли Андрей...
Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!
Есть на русском...
Изба-читальня
То, что люди чи...
Какими на Руси представляли леших
Леший – это дух...
Какое влияние шотландцы оказали на историю России?
Шотландцы в рус...

О admin

x

Check Also

Какое зеркало показало Пржевальскому его смерть

Многие народы всегда приписывали зеркалам различные мистические свойства. Некоторые люди до сих пор со страхом и осторожностью относятся к этим предметам, но почему вокруг зеркал до сих пор существует столько суеверий? Согласно законам геометрической оптики, зеркало отражает людей и предметы наоборот, и в зависимости от того, плоское оно, выгнутое или вогнутое, размеры этих объектов и расстояния до них могут казаться такими же, больше, меньше или даже иметь размытые очертания.

Какое здание в Москве считалось самым мистическим

Наверное, в каждом городе есть места, которые народ называет черными. В Москве до 30-х годов XX века таким местом была Сухарева башня. Некогда по Земляному валу тянулись Стрелецкие слободы, где квартировалась городская охранная стража, которая вне службы занималась ремеслами и торговлей.

Какое еще имя было у Ивана Грозного

В XIV- XVI столетиях в России при рождении было принято давать прямые имена в честь святого, чья память отмечалась в этот день. В отличие от публичного христианского имени, прямое имя обычно употреблялось в узком кругу близких и родных людей.

Какое государство Святослав хотел создать на Балканах

Какое государство Святослав хотел создать на Балканах Князь Святослав Игоревич личность в русской истории легендарная. Этот князь-воитель своей отвагой и военным искусством расширил границы Руси и на долгие века прославил русское оружие.

Какое государство Святослав хотел на Балканах

Князь Святослав Игоревич личность в русской истории легендарная. Этот князь-воитель своей отвагой и военным искусством расширил границы Руси и на долгие века прославил русское оружие.

Какое воспитание давали русским монархам

Как особая миссия воспитание будущих монархов было осмыслено в эпоху Екатерины II, которая в его недостатке видела причину всех пороков. Тогда и были заложены основные принципы образования наследников престола и великих князей.

Какое влияние язычники оказали на политику после Крещения Руси

Какое влияние язычники оказали на политику после Крещения Руси Христианство и до, и после Крещения на Руси распространялось неравномерно, и процесс этот был сопряжен с разного рода драматическими событиями.

Какое влияние шотландцы оказали на историю России?

Шотландцы в русской истории играли ключевые роли, служили в русской армии и реформировали её. История русско-шотландских отношений долгая, но при этом ученые до сих пор не могут достоверно установить, когда именно она началась.

Какое влияние немцы оказали на русских

Хлынувший в Россию в 60-х годах XVIII века поток мигрантов из Европы изменил привычную картину русской жизни. Среди переселенцев были датчане, голландцы, шведы, но все же подавляющую их часть составляли немцы.

Какое влияние монголы оказали на Русь

Историки до сих пор спорят даже насчет того, было ли монголо-татарское иго. Спорят и о том, как оно повлияло на русское государство. Какие последствия имел этот почти трехсотлетний период русской истории.

Какое влияние было у стрельцов

Стрельцы заслуженно считали себя военной элитой России. Они героически сражались с неприятелем, обживали новые земли. Но они же, недовольные своим положением, подрывали устои русской государственности.

Какое было почитание отцов на Руси

В Ветхом Завете сказано: Чти отца своего и матерь свою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земле. Неисполнение пятой ветхозаветной заповеди должно караться смертью.

Какое будущее православные святые предсказывали России

Какое будущее православные святые предсказывали России Пророческая традиция испокон веков существовала среди подвижников Православия. Что предсказывали святые старцы? Перед концом времен Россия сольется в одно великое море с прочими землями и племенами славянскими, она составит одно море или тот громадный вселенский океан народный, о коем Господь Бог издревле изрек устами всех святых: Грозное и непобедимое Царство Всероссийское, всеславянское – Гога и Магога, пред которым в трепете все народы будут.

Какое будущее Ивану Грозному предсказал личный лекарь

Какое будущее Ивану Грозному предсказал личный лекарь Елисея Бомелия одни считают ловким авантюристом и шарлатаном, сумевшим втереться в доверие к самому Ивану Грозному, другие – профессиональным магом и астрологом.

Какое будущее ждёт Каталонию

Ситуация в испанской провинции Каталония обострилась до предела: после очередных выборов местный парламент на три четверти состоит из сторонников отделения от Испании. Испания состоит из 17 регионов, из них Каталония по праву считается одним из важнейших.

Какое будущее для России предсказывали святые отцы

Какое будущее для России предсказывали святые отцы Предсказание будущего сегодня является уделом ученых-футурологов, вроде Фрэнсиса Фукуямы. В основе их пророчеств стоят, как правило, сложнейший фундаментальный анализ и самые последние информационные технологии.

Какого цвета был московский Кремль изначально

Кремль был красным изначально, но в XVIII веке он был побелен по моде того времени. Белым его увидел и Наполеон. Французский драматург Жак-Франсуа Ансело был в Москве в 1826 году.

Какого русского князя убила чумы

Дело уничтожения рода тверских князей, начатое татарами и московскими князьями, было продолжено чумой. В 1364-65 годах на Руси свирепствовала моровая язва, унесшая представителей многих княжеских родов: московского, ростовского, суздальского.

Какого роста были русские богатыри

По росту русские богатыри отличались от обычных людей своего времени. Богатырь Илья Муромец не только воевал, но и монашествовал. Мощи этого силача исследовали медицинские комиссии, в результате чего удалось установить его рост.

Какого роста были русские

Самыми высокими были московские вятичи и смоляне. Они считались настоящими богатырями - могучими и рослыми. Длина их тела составляла 161-173 см. Для сравнения - новгородские словене имели средний рост 156-164 см. Даже воспетый в былинах богатырь Илья Муромец (это реальный человек, чьи мощи хранятся в Киево-Печерской лавре) имел рост 177 см и считался великаном.

Какого роста был Иван Грозный

Обладая огромной властью и могуществом, многие из русских монархов них имели достаточно низкий рост даже для своего времени. В то время как другие, наоборот, по праву могли считаться великанами.

Какого лекаря Ивана Грозного боялись больше самого царя

Какого лекаря Ивана Грозного боялись больше самого царя У Василия III было три доктора из Константинополя и один пленный немец, а Иван Грозный, первый русский англоман, сделал ставку на британскую медицину.

Каково истинное значение имени Владимир?

Сегодня Владимир входит в тридцатку самых популярных имен в России. Однако до середины XIX века это имя встречалось довольно редко. А по свидетельствам путешественников, бывших на территории Руси в Х веке, имя Владимир являлось чем-то вроде звания - так называли сельских старост.

Каких царских внебрачных детей мы на самом деле знаем

Каких царских внебрачных детей мы на самом деле знаем Сколько внебрачных детей было у Людовика XIV, историки не могут точно подсчитать до сих пор – слишком уж многочисленным было потомством короля-солнце.