Не пропусти

Безымянный всадник

Безымянный всадник

Принятие Георгия Победоносца в качестве покровителя московской государственности не менее загадочно, чем появление на Руси двуглавого орла.

Первое официально задокументированное свидетельство появления святого Георгия в качестве государственного символа относится к 1497 году. Тогда всадник-змееборец появился на лицевой стороне печати Иоанна III. Кстати, к этому моменту относится и первое появление двуглавого орла, который был как раз изображен на обратной стороне великокняжеской печати. Интересно, что до этого момента у Иоанна III была печать с совсем другим сюжетом – лев в схватке со змеей. Что же заставило великого князя сменить изображение на печати, а с ним и покровителя государства?

Безымянный всадник

Надо сказать, что копейщика на печати идентифицировали как святого Георгия спустя несколько веков – никаких же современных указаний в эпоху Иоанна III, что это именно Георгий Победоносец, не найдено.

Многие историки высказывают сомнения, что на печати московского государя 1497 года изображен именно святой Георгий. Так, ряд исследователей утверждают, что, вероятней всего, всадник c печати является архистратигом Михаилом, который со времен Ивана Калиты был покровителем московских князей.

Безымянный всадник

Надо сказать, что иконографический сюжет Архангел Михаил, грозных сил воевода, где архистратиг верхом на копье попирает дьявола, появился в Русской православной традиции только в конце XVI века. До этого на Руси архангел изображался пешим с мечом или копьем в руке. Кроме того, согласно канону, архистратиг изображался с крыльями и нимбом (кстати, как и св. Георгий), но на печати великого князя эти атрибуты отсутствуют.

Использование образа всадника, поражающего змея, не было чистым новаторством Иоанна III. Так, этот образ использовал князь Московский Василий Темный, отец Иоанна, в первой половине XV века. Правда, князь чеканил копейщика на московских монетах, на княжеской же печати представал всадник с соколом на плече. Изображение копейщика на монетах также ничем не указывает, что он святой. Более того, если на одной стороне монеты сюжет соответствует истории Георгия Победоносца, поражающего змея копьем, то на обратной стороне мы видим уже всадника, замахнувшегося на змея мечом, что не соответствует иконографическому канону. Кто же тогда этот всадник, если ни святой Георгий, ни архангел Михаил? Ряд историков настаивают, что это и есть сам князь. Как в случае с монетами Василия Темного, так и в случае с печатью Иоанна III.

Откровение Мефодия Патарского»

Практически весь XV век Великое княжество Московское находилось в ожиданиях конца Света, который должен был наступить, согласно преданиям, в 7000 год от Сотворения мира (1492 год). В это время получает грандиозную популярность византийский апокриф, который приписывался греческому священномученику Мефодию Патарскому. Откровение содержало изложение мировой истории, начиная от времен Адама и заканчивая седьмым тысячелетием от Сотворением мира – пришествием антихриста и Страшным Судом.

В основе повествования лежит противостояние израильтян с измаилтянами, а также и история о нечистых народах, которые Александр Македонский заключил в неприступных горах. Племена измаилтян, разгромленные израильским вождем Гедеоном и бежавшие в Етривскую пустыню (сюжет этот восходит к Библии), в седьмом тысячелетии выйдут из Етривской пустыни и поработят многочисленные страны. После их нашествия в мире воцарится беззаконие, наступит полное падение нравов. Но со временем праведный греческий царь одолеет насильников. Наступит расцвет христианства и всеобщее благоденствие. И тогда заточенные Александром нечистые народы выйдут и покорят почти весь мир. Тогда бог пошлет своего архистратига, который погубит всех захватчиков. Через некоторое время родится антихрист. После царства антихриста последует второе пришествие Христа и страшный суд.

Интересно, что славянский перевод Откровения, распространенный в средневековой Руси, был значительно переработан и вобрал в себя другие популярные апокрифы: Пророчество Андрея Юродивого, Сказания о царе Михаиле и т.д. Тогдашние комментаторы стали говорить о богоизбранности Русской Земли, об особой роли великого князя, как последнего православного государя. Учитывая, что Константинополь пал в 1453 году под натиском турков, с которыми и ассоциировали измаильтян из пророчества, Иоанн III действительно представал в образе последнего государя православного мира. В Отковении развязка была описана следующим образом:

Тогда внезапу въстанет на них (измаилтян) Царь елинскы сиречь греческы с яростию, великою. Пробуди бо се яко человек от вина, дерзостен сый, егоже вменеху человеци яко мертва суща и ничимже потреб¬на. Той убо изыдет к ним от море Ефиопскаго и воздвигнет оружие на них в Етриве отечестве их и попленит жены и чада их lt. gt И будет иго Царя Греческаго на них седмь седмицею паче еже бе иго их на Грецех. lt. gt И будет ярость Царя Греческаго на отвергшихся Господа нашего Иисуса Христа и умиритсе земле и будет тишина на земли, якова же не бысть ни имат быти, понеже последняя есть ltгодина gt. И на конец века будет веселие на земли и веселетсе человеци с миром.

Безымянный всадник

Московские комментаторы стали интерпретировать Царя греческы как православного государя, а море Ефиопское как Черное море, которое омывала берега Константинополя. После же свадьбы Иоанна III на византийской принцессе Софье Палеолог связь великого князя Московского с греческим царем-победителем из Откровения еще более укрепилось. Правда, в апокрифе говорилось, что царь должен был носить имя Михаила, но, видимо, это никак не смущало комментаторов.

На основании возникшей в Московии концепции избранности Иоанна III исследователь А. Юрганов дал интерную трактовку символа всадника на печати:

Фигура царя-победителя в символе Русского государства знаменовала собой русского царя, которому суждено будет отдать власть Богу в Его Второе Пришествие. По существу, это — символико-геральдическое воплощение идеи Третьего Рима, богоспасаемого царства. Особое значение имеет и то обстоятельство, что конь в этой композиции — сама православная вера, которую царь и государь должен сохранить в чистоте. Поражение змея скипетром-копьем — это уверенность в победе добра, торжества Христа в последней схватке со злом. В этом плане обнаруживается некоторое различие в тональности: если для греческих сказаний противоборство завершается либо приседанием укушенного коня, либо падением всадника, то в символе Русского государства мы видим демонстрацию уверенности.

Безымянный всадник

Надо признать, что вера в конец времен была на Русская Земле так сильна, что многие в 1491 году не стали засеивать поля, что привелу к голоду. Но светопредставление не настало, однако это никак не повлияло на идею избранничества Иоанна III.

Интересно, что змееборец появляется на печати московского государя спустя 5 лет после предполагаемого конца света. Как это объяснить? Ряд исследователей утверждают, что московская элита была осведомлена о западном прогнозе конца света. Со второй половины XV века виднейшие европейские астрологи дали свою дату светопредставления – 1524 год (7032 год от Сотворения мира). Поэтому, вероятно, Иоанн III придерживался именно этой даты. Правда, в этом видели еще и влияние на государя секты жидовствующих. Не будем рассказывать о всех тонкостях этой ереси, но отметим, что в этот момент на Руси появилось много книг оккультного, прежде всего астрологического содержания. Например, знаменитый Шестокрыл, авторство которого приписывалось киевскому рабби-каббалисту. Основание ереси приписывалось некоему Схарию, еврею приехавшему в Новгород из Литовских земель. Фигура Схарии до сих пор вызывает споры у историков. Одни утверждают, что Схарию придумали противники жидовствующих, другие видят в нем одного из крупнейшего каббалиста того времени в Европе, киевского рабби Захария Бен Аарон га-Коген, а третьи называют Схарией генуэзского князя Тамани Заккарию Гизольфи, которого Иоанн III несколько раз приглашал в Москву.

Безымянный всадник

С фигурой последнего связывают появление на Руси Георгия Победоносца в виде всадника. Дело в том, что Тамань финансировалась генуэским банком Сан-Джорджо (Банк Святого Георгия), и по одним источникам Гизольфи являлся проводником интересов этой финансовой структуры в Московии. Эмблемой же банка являлся именно св. Георгий, копьем пронзающий змия. Этот факт заставил говорить некоторых исследователей о том, что появление Победоносца на царской печати может иллюстрировать какое-то важное соглашении банка Сан-Джорджо и Великого Московского княжества.

Легитимизация святого Георгия

После смерти Иоанна III символ всадника-змееносца использовали Василий III, Иоанн IV, Федор Иоаннович, Борис Годунов, Лжедмитрий, Василий Шуйский, Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Федор Алексеевич, Петр I, но ни у кого их этих монархов копейщик не фигурировал в документах как Георгий Победоносец. Как русские цари персонифицировали один из главных образов своей власти, для нас так и останется загадкой. Лишь в 1730 году при утверждении 88 гербов русских городов безымянный змееборец получил имя святого Георгия.

Самые читаемые:

Великое княжество Литовское: другая Русская земля
Литовское княже...
Водные войны или водная экономика?
Не позднее, чем...
Такой смерти не было никогда
Такой смерти не...
3 события дня в русской истории
Что произошло в...
5 самых шокирующих блюд русской кухни, которые никто не помнит
5 самых шокирую...
7 высказываний Антона Деникина
16 декабря 1872...
7 покушений на Александра II, которые предсказала цыганка
7 покушений на ...
Russia as it was seen by Bilibin
Ivan Bilibin wa...
RUSSIAN ADVERT POSTER
Ivan Goryushkin...
Александр Василевский: каким был путь маршала
Александр Михай...
Александр Невский против тевтонов: кто кого
Русь XIII века,...
Архангел Михаил - попирающий дьявола
Архангел Михаил...
В каких оборотней верили на Руси
Многие народы о...
Высшее Осязание
Поездка на Русс...
Главные загадки Алтая
Алтай называют ...
Глупый француз
Госдума сегодня...
Говорим по буквам
Наши предки зна...
Город бунтарства и свободы
Новочеркасск ос...
Гром-камень: история валуна, который стал постаментом для - Медного всадника
Гром-камень: ис...
Димитриевская суббота
Сегодня Димитри...
Для чего русскому человеку нужна Берегиня
На Руси издревл...
Для чего Су-57 сделали новый двигатель
Су-57 –официаль...
Древнепермская письменность: на чем, писали русские, кроме кириллицы
Древнепермская ...
Елена Волошанка: судьба соперницы Софии Палеолог
Княгиня Елена С...
Земский собор: споры вокруг избрания Михаила Романова
Земский собор: ...
Игорь Сикорский: конструктор, который эмигрировал из России
Игорь Сикорский...
Иеросхимонах Всея Руси
Сегодня день па...
Из-за чего на Руси не любили новгородцев
Особое отношени...

О admin

x

Check Also

Из-за чего на Руси не любили новгородцев

Особое отношение Москвы и всей Руси к Новгороду было связано не только с чисто политическим соперничеством. Да, Новгород был одним из сильнейших конкурентов Москвы, однако к другим сильным княжествам не было столь негативного отношения, которое сохранилось и при Иване Грозном, подвергнувшем Господин Великий Новгород жестокой расправе.

Из-за чего на Руси женщины дрались

Женская драка - явление необычное, потому как представительницы прекрасного пола редко склонны к проявлению агрессии. Тем не менее, бывают случаи, когда эмоции берут верх, и в ход пускаются кулаки.

Из-за чего Ломоносов сбежал из Германии

Не найдя подходящего для себя учебного заведения в России, Ломоносов отправился на четырехлетнюю государственную стажировку в Германию. Ему дали огромную стипендию, причем без особого контроля: Ломоносов первый раз в жизни видел такие деньги.

Из-за чего Ломоносов дрался с немцами

В Академии наук, которая к тому моменту существовала уже 16 лет, не было ни одного русского, только немцы. Требовались русские академики — для отчетности, так как Петр Академию наук создал, чтоб русских выучить.

Из-за чего крестьянки изменяли мужьям

Существовало немало причин, которые вынуждали крестьянок становиться срамными девками, при этом большинство исследователей единодушны – профессиональной проституции на селе не было.

Из-за чего католические священники худее православных

Из-за чего католические священники худее православных В русской культуре упрочился сатирический образ православного священника как толстого попа. На самом деле, среди нашего священства полных людей не больше, чем среди мирян, а нынешние молодые клирики стараются поддерживать форму.

Из-за чего Екатерина II запретила общие бани

Вплоть до конца XVIII столетия бани на Руси были общими, то есть мужчины и женщины парились в них вместе. Но впоследствии власти попытались искоренить этот обычай из обихода, а в банях появились мужские и женские отделения.

Из-за чего дрались русские женщины

Женской драка - явление необычное, потому как представительницы прекрасного пола редко склонны к проявлению агрессии. Тем не менее, бывают случаи, когда эмоции берут верх, и в ход пускаются кулаки.

Из-за чего ДПС лишили права составлять протокол на судей

Из-за чего ДПС лишили права составлять протокол на судей В начале февраля 2018 года новость о введении новых правовых привилегий для российских судей при общении с инспекторами ГИБДД всколыхнула общественность.

Из-за чего в православии не принято кремировать

Православная традиция погребения, когда тело человека укутывает саван, а само оно помещается в гроб и опускается в землю, восходит к иудейскому обряду, согласно которому предали земле тело Господа Иисуса Христа.

Избивали ли мальчиков для битья

Словосочетание мальчик для битья в русском языке закрепилось в переносном смысле, хотя имеет прямое лексическое значение. В Англии в XVI-XVII веках при королевском дворе существовала специальная должность – мальчик для битья, в обязанности которого входило получать телесные наказания за проступки принца.

Изба-читальня

То, что люди читают не то, что надо, не значит, что чего надо, нет. Такая вот наша максима. Мы выбрали несколько книг, где без рефлексии терпилы-интеллигента, описывается русская жизнь нашего времени.

Из чего самогон делать опаснее всего

Самогон варят в России уже более века, и за это время кустарным способом было изготовлено столько разных по вкусу и составу алкогольных напитков, что мастера и любители давно поняли, из чего получается самый опасный для здоровья самогон.

Из чего гнали самогон на Руси

Самогон известен на Руси с XV века. Этот спиртной напиток всегда гнали из тех продуктов, которые можно было найти под рукой. Его вкус, цвет и качество, конечно, зависели от того, что входило в состав браги и чем потом очищался дистиллят.

Из тварного в Предвечное

Засыпаем… Засыпаем вместе с солнцем. Засыпаем вместе с Богородицей. Засыпаем, чтобы проснуться среди ангелов. В Царствии Небесном. В Вечной жизни. Сколько прошло времени? После Страстей Христовых… После Его Воскресения, после Его Вознесения? Два десятка лет, три десятка лет.

Из какого рода происходил Меншикова

Происхождение всегда играло значимую роль особенно для людей, устоявшихся в обществе, вошедших в его высшие слои. Многие стремились его приукрасить, а многие наоборот скрыть и продемонстрировать свою простоту.

Из каких городов на Русь пришли все ереси

В ранней истории русского христианства Новгород и Псков занимают особую роль. Во-первых, именно на этих территориях имела место вотчина княгини Ольги, которая начала крещение Руси до Крещения Князя Владимира.

Ижма

Ижма прославилась 7 сентября 2010 года, когда самолёт с отказавшими двигателями приземлился в её давно закрытом аэропорту. Это было чудо – но не случайность: все эти годы бывший смотритель аэропорта Сергей Сотников поддерживал полосу в рабочем состоянии, чем и спас в итоге несколько десятков жизней.

Иеросхимонах Всея Руси

Сегодня день памяти преподобного Амвросия Оптинского - великого русского подвижника Православной Веры. Он не был епископом, архимандритом, не был даже игуменом, он был простым иеромонахом.

Идем на Голгофу!

Спаситель сказал: Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. (Мф. 10, 38). Значит - идем на Голгофу. Будет неприятно. Будет больно. Мучительно больно.

Идеальный князь: каким его видели русские

Хвалить и порицать начальника всегда было в крови у русских людей. Не избежали этой участи и начальники домонгольской Руси. Главным качеством для русского князя была щедрость к своим людям и, прежде всего, к своей дружине.

Идеал женской красоты на Руси: каким он был

Идеалом красоты на Руси многие века была полнотелая и широкобедрая женщина, пышущая здоровьем. Русские мужики совсем не жаловали худышек. Худоба была символом либо нищеты, либо болезни.

Ида-Вирумаа — русский тамбур Евросоюза

По дороге из Петербурга в Таллин Эстония начинается постепенно, и будь граница условной, как между Россией и Беларусью – не так-то просто было бы понять, где же она проходит.

Игры, в которые играли русские монархи

Мир ребенка вспоминается нам, взрослым, причудливым и волшебным. Но именно наши воображаемые детские игры во многом определили то, кем мы стали сейчас. Тем интересней заглянуть в императорские дворцы с их детскими, где воспитывались будущие наследники престола.