Не пропусти

7 стихий русской души Сергея Есенина

7 стихий русской души Сергея Есенина

В день смерти великого русского поэта Есенина окунаемся в стихию его души.

7 стихий русской души Сергея Есенина

Он пошел по лицу русской равнины сразу, с первых стихов, странником. Но не нищим, оборванным и убогим, а красивым, сильным, молодым – золотом волос он сливался со спелыми хлебными полями синь его глаз не отличалась от русского чистого неба, а сердце билось в такт роскошной и торжественной грусти просторов… Поэт Сергей Есенин хотел, с первой пробы голоса, иной земли. В нем нашла прибежище и зазвучала красивыми, складными словами эсхатология народной души: он грустил в точь также о прекрасной, но нездешней, неразгаданной земле, как это делал русский землепашец пятьсот лет назад, когда бросал соху и становился бегуном, странником, искателем незакатного райского света. Есенин тоже имел дерзновение, выходящее за обыденность понимания – бросил отчий дом и стал огнём на службе Земле. Его стихи обнимали собой русскую землю, покрывали ее словесным узорчатым покровом, а душа алкала углядеть земли преображенье – то, что за пределами любого бытового ритуала.

7 стихий русской души Сергея Есенина

Начинал Сергей Есенин с полного жизнеприятия: Знаю, мать-земля черница, Все мы тесная родня. Прошел через отвержение мира, русский бунт, вобравший в себя стихию невыплаканных народных слез и невысказанных народных чувств, через борьбу со своим чёрным человеком… Приятие мира в короткое счастливое время начиналось с природы – божьего терема.

Сказочный Лель, пастушок с льняными волосами, мальчик-пан со свирелью – Есенин выходил в лес и в поле, и все стихии вокруг узнавал и слышал. Это была Богоприрода – он чуял в ней первотворящие времена, литургию Земли: как утренний канон звенел белый перезвон берез, рощи и луга источали литии медовый ладан заря молитвенником красным Пророчит благостную весть, а он, веселый Лель, молится на алы зори, причащаясь у ручья, а вечером – свечкой чисточетверговой над ним горит звезда.

Солнце красное, восходящее над бескрайней равниною втягивало русского человека в нутро, в самую утробу архаики… Спас-Спаситель, тоже здесь – Его силуэт в солнечной сермяге мелькает сквозь листву а высоченные сосны и ели никнут-преклоняются И кричат ему: Осанна!. Год – 1914-й. Вот-вот начнется война… Впрочем, и за животных, тварей меньших, Есенин чувствует эдемскую ответственность, сопереживая им – корове, собаке, лисице он любовно очерчивает общеприродный круг жизни: Пляшет ветер по равнинам, Рыжий ласковый осленок, Небо словно вымя, Звезды как сосцы. Он собирал всю жизнь всех Божьих тварей в свой поэто-ковчег, чтобы никого не забыть, когда придется плыть всему миру к другим, нездешним берегам.

Но стихия земли входила в него и русской тоской: солончаковуя тоску обещали ковыльные дали а бесконечная разомкнутость (даль) жизненного пространства отзывалась печалью о недостижимом. Безмерная стихия земли требовала от поэта оболивания – через боль приходил и размер жизни, которая впору человеку. Ведь вечной устремленностью к предельному жить тоже нельзя: тогда-то и требовалась человеку пурга, ветер, вьюга, мутно-мерещащееся состояние стихий, закрывающих горизонт, а значит – и тягу к абсолюту. Если равнинная синь не лечит, то лучше не помнить себя, лишь забыться и слушать пургу. Но это был уже 1922 год.

7 стихий русской души Сергея Есенина

Христос самоуниженный, принявший зрак раба, смиренно, сидящий в темничке грехов людских – мимо такого легко пройти. И Есенин, как и какой-нибудь поспешающий рязанский мужичок, боится не заметить того, что под пеньком – голодный Спас. Этот голодный, кроткий Спас давно мил русскому человеку. И вот, будто через корень крестьянский, потянулись от почвы-земли по сосудам невидимым, но наполненным поэтической кровью Есенина, – потянулись в высь, в слово образы родины христианской. Умаленная, истощенная какой-то важной работой для души, русская природа не смеет быть больше кроткого Спаса, как и сам русский человек: Край ты мой заброшенный, Край ты мой, пустырь, Сенокос некошенный, Лес да монастырь. Быть может другие края и будут хвалиться яркой предметностью, а тут, у Есенина, выступает вперед сквозь истощенное, зябкое плотью – пустырь и монастырь – пронзительно чистое бытие, лишенное всего необязательного.

Стихия русской жалости

7 стихий русской души Сергея Есенина

Дерзкое уподобление Иисусу для русского человека столь же характерно, как и жалостливость к Нему, к миру, к русскому космосу. Свой Христос был у русских. И Лик Его скорее печален и трагичен, чем радостен и светел. Но только подлинный трагизм рождает подлинную жалость: В черных бедах Скорбью вытерзанный люд, умел жалеть не только ближних, но и дальних, даже врагов. Лица пыльны, загорелы, Веки выглодала даль, И впилась в худое тело Спаса кроткая печаль. Есенин – первый жалостник, первый печальник и заступник за душу народную, от которой свою личную, единственную и неповторимую, он там и не смог отодрать, сколько не пытался, притворяясь денди, хулиганом, революцьонером. Жалость эта мучительная, полынная, стойкая, – она никакого отношения не имеет к морали. Она преодолевает границы физики. Упираюсь прямо в небо, – она достигает Самого Христа.

7 стихий русской души Сергея Есенина

Удаль – она от дали родилась. Одна без другой невозможна. Длинные дороги и долгие тягучие просторы навсегда растянули русскую душу до широкого человека, в бездне натуры которого не сдвигаемым камнем лежит вольность и бунтарство удельно-вечевой Руси с её витязями-князьями и лихость разбойного люда. Забияка и сорванец, разбойник с кистенем, хулиган и богоборец, в сущности, имели Есенине один исток – широкую русскую натуру. Это она, натура, вдруг властно начинает управлять человеком: это она ошибается и раскаивается, прожигается и растрачивается, мается от безалаберности и сгорает от артистизма. Натуры в человеке больше, чем требует жизнь. Удальства и задора столько, что будто ты на войне, а не в светском салоне стихи читаешь! Да, вот так, стихия удальства каким-то непонятным и парадоксальным образом соединяет в одной душе пафос экстатического загула и осознание ненужности выбора: Я одну мечту, скрывая нежу, Что я сердцем чист. Но и я кого-нибудь зарежу Под осенний свист…Настоящему удальцу нужна война, нужна точка вскипания жизни, чтобы стать героем. Если нет её – может запросто уйти бродягою и вором с прямой дороги жизни или кого-нибудь зарезать. Удальство тут доходит до границы с нигилизмом. Иногда останавливается. Иногда – нет.

Стихия опьянения новизной

7 стихий русской души Сергея Есенина

Он долго не расставался со Словом о полку Игореве и, одновременно, с Библией, когда писал свои революционные поэмы. Воля и лихо достались ему по наследству, – от веков и веков русской крестьянской истории. И вот он, кудрявый, веселый… разбойный, бросился в мистерию революции, бесцеремонно и искренне втаскивая в неё и свою мужичью Русь вместе со всем скарбом и экстазом восставших в нём национальных стихий. В Певущем зове (апрель 1917) он так разогрет мечтой, что кажется таквсе и будет, как он говорит: идет крещение всей Земли (Земля предстала новой купели!) из мира навсегда изымается зло (И змея потеряла Жало) в мужичьях яслях зачинается новое – творение всеобщего братства. Но никакой пролетарской ярости! Никакого уничтожения врага! Очень нежно, очень мягко, уподобляясь милостливой природе Отца, звучит: Все мы – гроздья винограда Золотого лета…. В Отчаре (июнь 1917) народ-мужик (отец-отчарь), видя Буйственную Русь, сам остается свят и мирен. Есенин хочет от отчаря не социального и политического порядка, но большего – метафизической благо-устроенности. Земля должна преобразиться в нечто такое, где лунного хлеба Златятся снопы. Там голод и жажда В корнях не поют, Но зреет однажданый Свет ангельских юрт. И в Октоихе (август 1917) устами поэта вновь заговорила Россия крестьянская с коровьими глазами. Кормилица-поилица корова – многократно повторенный в творчестве поэта образ-знак. Евангельское новое вино тут, в крестьянской России, претворено в молоко. Молочные реки текли и в русских сказках. Так отчего же им не быть в новой преображенной жизни?

Но уже в октябре 1917-го (Пришествие) образ России-Христоносицы вступает в противоречие с кровью на отцах и братьях. Кровь тянет к земле и вопиет от земли. И все труднее без приступок добраться в саду неземному и все громче зовет поэт Петра, а откликается ему Иуда…Ушло все привычное. Крови все больше, как и революции.

Разверсты такие глубины сердечные, что состояние это не назвать иначе, как ошеломительное, фантастическое, исступленное. И вот в Инонии (январь 1918) поэт будто в опьянении и буйстве новотворчества жизни объявляет себя пророком и не хочет не только воспринять спасения Через муки Его и крест, но капризно-жеманно даже не хочет чтобы падал снег… Его, пламенеющего, горящего в своем мятеже (все-таки революция и его опалила, ожгла) больше не питает крестьянская национальная Русь – человек, бунтующий в нем, требует радикальной космически-планетарной переделки мира…И вот тут наступил момент обвала и предательства: историческое христианства Китежа и Радонежа кажется пассивным, душным, веры мхом. Он и Господа хочет сделать иным, — так упоен он неведомой силой, заполнившей его до краев, что образы яростного насилия идут с захлёстом – один на другой. Разгульная сила вышла из берегов. Поэт спохватился, пытается завершить поэму песнями, противоположными недавнему титаническому неистовству: хвала и ликования слышны с гор Инонии, к миру едет крестьянский Спаситель на простой кобыле, но опьянения новым не преодолено: Наша вера – в силе. Наша правда – в нас. Все здорово: и сила, и вера, и мы… Вот только мы слишком энтузиастическое. И небольшое осталось расстояние между верой в мессианскую роль России и восклицанием: Гибни, Русь моя…. Есенин снова подошел к границе жизни. Своей и русской.

Стихия родственного трагизма

7 стихий русской души Сергея Есенина

В Иорданской голубице (июнь 1918) поэт предстает уже в роли большевика (Я – большевик) и тут же, слёту, заявляет, что радуется кончине России, ставшей жертвой для заклания. Ясно, что такое проговорить можно только в маске большевика. А может просто поэт окозлел, участвуя в революционной планетарной оргии – превратился из пана со сладкозвучной свирелью в пана с козлиными ногами, рогами и длинной бородой, да еще и дошел в этот момент до соблазна вступить в партию?! Однако не вступил. Но дальше – больше. В Небесном барабанщике (конец 1918) гремят трафаретные здравицы революции, делятся на классы люди, много бессмысленного ухарства, молодчества, источником имеющим насилие – тоже вселенское, коль уж пошла гулять русская душа. И не мог Есенин остановиться в споре с миром и Создателем. Битва была серьезной. С собой против себя. С глобальной Антироссией против своей русской России. Но уже в Пантократоре (февраль 1919) в конце концов, русское чувство победило страсть к национальному разрушению. Он вернется к своей любимой, первой и чистой идее, с которой начинал: он хочет преображенного согласия земного и небесного, живых и мёртвых. Он разворачивает красного коня лицом к колее иной. Вот она – граница… Удержался последними усилиями. Не сошел с ума. Не смог стать большевиком без маски. Кобыльи корабли и Хулиган (1919) – произведения слома, трагического вопрошания: Русь моя, кто ты?, О, кого же, кого же петь В этом бешеном зареве трупов?. Не получилось без насилия свести небо на землю. Тогда он решил остаться поэтом – в искусстве создать то, против чего реальность восстала. Есенин сердцем вновь прильнет к спасительному и родственному, тоже живущему в предчувствии трагизма – крестьянскому миру-мифу. Поэт решил, что все-таки он пришел целовать коров, Слушать сердцем овсяный хруст. Но теперь ему потребовалась маска хулигана, чтобы высказать всё об оскорблённой крестьянско-христианской душе, которую город окрестил… как падаль и мразь. Он выскажет. Всё. Но ему придется покинуть палубу эпохи, уйти в тяжелый кабацкий бунт, который между тем не притупит чутья. Чутья конца его деревенской России. Они теперь, пройдя свои круги страданий, так близки друг к другу, так вросли их судьбы, что как деревню сдавили за шею каменные руки шоссе, так и он почувствовал на себе удавку. Мир таинственный, мир … древний, Песнь о хлебе (1921) – это уже самый настоящий плач. Ритуальный. Похоронный. Вечный. Он, Есенин, опустился на самую возможную глубину родства – родства зерну, началу жизни, проходящему в другой России теперь свой крестный путь. Тут – кульминация и трагический апофеоз.

Дальше все уже не так важно: бродяжничество по комфортным асфальтовым дорогам Америки и Европы вместе с босоножкой Дункан, написание Страны негодяев, очерков об Америке, прекрасная любовная лирика…

А вот два года перед смертью (1923-1925) были очень важны: он успел простить тех, где горько обидели он приказал душе остановиться (Стой душа, мы с тобой проехали Через бурный положенный путь) оглядел любимую землю, прилепившую его к родовым пластам русской души, что терапевтически смягчали его личную боль и тоску. Поникла его золотая головушка. Но ни злобы, ни проклятий, ни ядовитой желчи нет в нем. Только сердце твердило, будто уже и не им, а рязанской крестьянкой, произнесенные слова: Мир тебе, отшумевшая жизнь.

Самые читаемые:

Аптека духовная
Старец некий пр...
Борис Кустодиев: последний певец купеческо-кулацкой среды
Борис Кустодиев...
Ваше Величество или Вашего Высокоблагородие: в чём разница
Ваше Величество...
Выполощи рот: чему учил первый русский учебник этикета
Выполощи рот: ч...
5 главных мест Флоренции
Флоренция – это...
5 исторических триумфов российской артиллерии
Артиллерия сыгр...
5 самых киногеничных Рюриковичей
Победитель наци...
5 самых позорных болезней на Руси
У древних славя...
5 трав, которые нельзя пить женщинам
Предполагается,...
7 великих дел Бориса Годунова
Бориса Годунова...
7 великих переселений народов
Народы сменили ...
7 главных народных поверий в Духов день
На смену Святой...
7 главных правил казачьей семьи
Невозможно поня...
7 предсказанных покушений на Александра II
Александра II м...
7 Прощёных воскресений в русской литературе
Прощёное воскре...
7 самых красивых женщин в русской истории
Россия всегда с...
9 главных чудотворных икон Афона
Святой Афон поч...
15 фактов о молитве Отче Наш
Отче Наш - глав...
20 главных атаманов русской истории
Казачьи атаманы...
30 вещей, которые нужно знать об Афоне
Афон - единстве...
Адописные иконы стиля
Порой хочется р...
Аристарх Лентулов
Лентулова мало ...
Был ли на самом деле у Чапаева ординарец Петька
Фильм Чапаев, в...
Был ли святым Иван Грозный
Царь Иоанн IV В...
Была ли государственность в Киевской Руси?
Сегодня все бол...
Были ли вятичи иудеями
Чтобы понять, к...
Было ли на самом деле татаро-монгольское иго на Руси
Было ли на само...
В другом направлении
Если страну сво...

О admin

x

Check Also

В каких животных превращались колдуны на Руси

У всех народов существуют предания об оборотнях. Обычно под ними имели в виду людей, которые могли перевоплощаться в животных. Каковы особенности веры в оборотней на Руси? Поверья гласили, что оборотнями могут становиться умершие некрещеными дети, а также грешники, души которых не могут обрести покой после кончины.

В каких европейских монархах текла русская кровь

В раннем Средневековье все правители пытались избежать захватнических войн и территориальных споров при помощи династических браков. Поэтому во многих представителях европейских королевских домов и знаменитых аристократических семей и поныне течет кровь русских монархов.

В каких европейских монархах текла русская кровь

В раннем Средневековье все правители пытались избежать захватнических войн и территориальных споров при помощи династических браков. Поэтому во многих представителях европейских королевских домов и знаменитых аристократических семей и поныне течет кровь русских монархов.

В каких европейских армиях служили запорожские казаки

В каких европейских армиях служили запорожские казаки На страницах истории запорожского казачества запечатлены свидетельства о многих славных битвах. Казаки, прирожденные воины, демонстрировали мастерство владения пиками, саблями и стрелковым оружием не только в пределах исторических границ Украины, отстаивая интересы и свободу своей страны, но и далеко за ее границами в качестве вольных наемников.

В каких европейских армиях воевали запорожские казаки

В каких европейских армиях воевали запорожские казаки На страницах истории запорожского казачества запечатлены свидетельства о многих славных битвах. Казаки, прирожденные воины, демонстрировали мастерство владения пиками, саблями и стрелковым оружием не только в пределах исторических границ Украины, отстаивая интересы и свободу своей страны, но и далеко за ее границами в качестве вольных наемников.

В каких германских народах есть славянская кровь

Германские народы – так называют обширную группу людей, включающую население разных стран Европы, Австралии, Северной Америки и Новой Зеландии. Как меньшинства представители этих этносов живут даже в Африке и Южной Америке.

В каких германских народах больше всего течет славянской крови?

В каких германских народах больше всего течет славянской крови? Германские народы – так называют обширную группу людей, включающую население разных стран Европы, Австралии, Северной Америки и Новой Зеландии.

В каких богов верили славяне

Тема русского язычества в последние годы невероятно популярна. Ширятся ряды родноверов, славяно-ариев, родичей и других неозыческих течений. Между тем, ещё до середины прошлого века спор о русском язычестве велся только в научных кругах.

В каких богов верили русские до принятия христианства

В каких богов верили русские до принятия христианства Тема русского язычества в последние годы невероятно популярна. Ширятся ряды родноверов, славяно-ариев, родичей и других неозыческих течений.

В каких богов верили русские до принятия православия

В каких богов верили русские до принятия православия Тема русского язычества в последние годы невероятно популярна. Ширятся ряды родноверов, славяно-ариев, родичей и других неозыческих течений.

В каких богов верили на Руси до принятия христианства

В каких богов верили на Руси до принятия христианства Тема русского язычества в последние годы невероятно популярна. Ширятся ряды родноверов, славяно-ариев, родичей и других неозыческих течений.

В каких битвах русские побеждали армии, превосходившие их по численности?

В каких битвах русские побеждали армии, превосходившие их по численности? С давних времен русская армия славится своей силой и мощью. Но особую ценность имеют победы в битвах, в которых противник обладал численным превосходством.

В каких банях лечили зубы

Какой русский не любит хорошую баню? А какие бани самые известные в Москве? Правильно – Сандуновские. Мы расскажем о самых интересных моментах из жизни легендарных Сандунов.

В изоляции

Работа с личной самооценкой невротика (без контроля психотерапевта) часто выливается в формирование новых альтернативных миров, субъективных реальностей. С одной стороны подобные выдуманные топосы обладают более комфортным климатом для функционирования хрупкого эго, а с другой – могут способствовать эволюции невроза в шизофрению.

В другом направлении

Если страну свою не знать, то ее и полюбить нельзя. У одного береза белая, у другого степь, а у третьего ледяная пещера. Надо это вкупе пытаться впитать, а уж потом Европа и все остальное.

В доме Царя Небесного

Идя в церковь, думай, что ты в дом Царя Небесного идешь, где со страхом и радостью стоять должно, так как на небе пред Небесным Царем. Святитель Тихон Задонский. Конечно, Российская Федерация – светская страна.

В гостях у святого Николая

Турция – необычная страна, хранящая массу загадок, но есть в ней место, особенно дорогое русскому сердцу. Сюда приезжают каждый год миллионы паломников. Мы в Мире Ликийской, в месте, где жил, проповедовал и обрел свой земной покой святитель Николай Чудотворец.

В Гефсиманском саду

…Этот сад был в селении, называемом Гефсимания, что недалеко от Иерусалима. Иудеи называли его гат шманим, что значит масличный пресс. Действительно, здесь была роща чудесных олив.

Было ли похмелье на Руси

Питие есть веселие на Руси…, - сообщает нам Повесть временных лет. Русский народ издревле ценил и уважал умение человека пить, веселиться, гулять на пирах и при этом не терять голову, а пьяниц и буянов пить не умеющих принято было бросать с мостов в студеную воду, дабы побороли скотство.

Было ли похмелье на Руси

Питие есть веселие на Руси…, - сообщает нам Повесть временных лет. Русский народ издревле ценил и уважал умение человека пить, веселиться, гулять на пирах и при этом не терять голову, а пьяниц и буянов пить не умеющих принято было бросать с мостов в студеную воду, дабы побороли скотство.

Было ли на самом деле татаро-монгольское иго на Руси

Было ли на самом деле татаро-монгольское иго на Руси Существуют две полярные и по-своему обоснованные точки зрения на тему существования монголо-татарского ига на Руси. Одна утверждает, что иго было многовековым и жестоким вторая говорит о том, что ига не могло существовать по определению.

Было ли на самом деле татаро-монгольское иго на Руси

Было ли на самом деле татаро-монгольское иго на Руси Существуют две полярные и по-своему обоснованные точки зрения на тему существования монголо-татарского ига на Руси. Одна утверждает, что иго было многовековым и жестоким вторая говорит о том, что ига не могло существовать по определению.

Было ли на Руси рабство

Наверное, многие из нас еще со школьных времен затвердили, что крепостное право в России было отменено еще в 1861 году. Но на самом деле традиции работорговли существовали во всем мире издавна.

Было ли на Руси рабство

Наверное, многие из нас еще со школьных времен затвердили, что крепостное право в России было отменено еще в 1861 году. Но на самом деле традиции работорговли существовали во всем мире издавна.